23 Марта 2017

«Место, которому стоит посвятить жизнь»: вспоминаем, как в Перми создавали Театр-Театр

Материал Надежды Касьяновой. Источник 

 Пермскому академическому Театру-Театру исполняется 90 лет. За эти годы он несколько раз менял «прописку» и даже переезжал в Свердловск, воспитал многих известных актеров и получил новое имя. Мы поздравляем театр с юбилеем и вспоминаем, как он развивался, публикуя архивные фото из жизни труппы. Пермский театр драмы появился в 1927 году и получил имя ТРАМ – театр рабочей молодежи. Его первым руководителем стал актер-любитель, журналист и драматург Борис Никитин. «Уральский рабочий» тогда писал, что на первом спектакле «Броненосец "Потемкин"» в зале не было свободных мест. Подготовкой к спектаклю занимались 80 человек: – В ТРАМе работает около 80 товарищей, часть которых выступали уже любителями в рабочих клубах, большинство – совсем не знакомы со сценой... Первый спектакль, согласно заметке в «Уральском рабочем», готовили 80 человек Первое время театр жил в здании на Сибирской, где сейчас располагается библиотека Кузьмина. Но собственное здание – особняк на Екатерининской, сегодня принадлежащий ТЮЗу, – ТРАМ получил только в 1948 году. Сцене в особняке на Екатерининской принадлежала актерам пермской драмы до 1982 года Кстати, пермский театр не только переезжал из дома в дом, но и из города в город. С 1931 по 1938 годы актеры работали в Свердловске, Кизеле и других заводских районах. В Свердловске ТРАМ даже отметил первый юбилей (десять лет), а затем вернулся в Пермь, пишет культуролог Галина Ивенских в своей статье, посвященной истории театра. С приходом Ивана Бобылева в театре началась новая эпоха После войны у театра появился новый руководитель – заслуженный деятель искусств Александр Михайлов. Труппа пополнилась яркими актерами – Марком Захаровым, работавшим в Перми с 1955 по 1959 годы, и Георгием Бурковым, который посвятил нашему театру десять лет, до 1965-го. В мае 1967 года в театр драмы пришел Иван Бобылев. Началась новая эпоха. – Я приехала в Пермь в 1982 году. Меня пригласили в ТЮЗ, но я смогла «отпроситься» в театр драмы. Еще в Саратовском театральном училище мне говорили: отправляйся туда, будешь работать рядом с Бобылевым, – Заслуженная артистка России, актриса Елена Старостина, выступающая сегодня в Театре-Театре, об Иване Тимофеевиче вспоминает радостно и с удовольствием. 22 года она с ним работала и училась у него. И вместе со всеми провожала в последний путь: – Когда я пришла в театр, мне было 18. Молодая, много чего не умеющая, ничего не смыслящая в театре, я видела в нем учителя. Да и сам он знал, что должен научить тех, кого взял в труппу. Елена Старостина пришла в пермский театр драмы в 1982 году и застала переезд в новое здание Елена Старостина говорит, что Бобылев умел быть одновременно строгим и мягким. Мог смеяться до слез и вызывать актеров на серьезные разговоры: – Главное – он был очень тактичен. Бранного слова не мог сказать при женщине. Даже жесткие замечания предпочитал сказать не при всех, а с глазу на глаз. И все мы выросли в мягком гнездышке. Это был театр, в котором не приветствовались открытые конфликты, склоки, объединения в группировки. Главным было творчество. Актриса вспоминает, что когда Иван Тимофеевич уходил из театра, труппа сама устроила для своего мастера целый спектакль-проводы: – Мы шли через фойе, одетые в яркие костюмы, играли отрывки из спектаклей, произносили прощальные слова, а потом ревели за столом, не понимая, как будем жить без него. Актеры Пермского академического театра драмы. 2000 год – Каким вы увидели театр Бобылева, когда в него пришли? – В Перми мне показалось, что здесь все так основательно... невероятный дух академизма. Причем в хорошем смысле этого слова. Нет провинциализма. Много красивых актеров. Хорошие голоса. Очень сдержанная манера игры, – говорит Елена Старостина. – Бобылев совершил большой прорыв, он был молодым, оригинальным, его знали по всей России. В городе образовался правильный настоящий театр. Современный, выразительный, взрывной. О спектаклях писали, говорили, их обсуждали. Вспомнить только «Царь Федор Иоаннович» или «Продавец Дождя». С Иваном Бобылевым в 1982 году театр переехал в новое здание, где располагается до сих пор. – До этого в театре все мужчины сидели в одной гримерке, а женские гримерки делились на одну общую и несколько одноместных, для народных артистов. Тесно, но все мы были вместе. И это давало ощущения театра как единого дружного коллектива. В новом здании все расселись по два-три человека в каждой гримерке. Разъехались. Потому «сплоченность» старались сохранить за счет совместных праздников, капустников, – вспоминает Елена Старостина. Так выглядело здание театра на этапе строительства в 1978 году Актерам, привыкшим к малой сцене, пришлось учиться играть на большой. – Иван Тимофеевич строил свой театр под меньший зал, и первое время на новой сцене ему приходилось просто кричать актерам: «Громче! Громче!». Все мы, конечно, научились. Но приходилось перестраивать не только голос, но и способ существования и манеру игры. Сейчас по пальцам можно пересчитать спектакли, в которых мы играем без микрофонов, – говорит Елена Сергеевна. – Но ничего большая сцена не изменила в расстановке сил в труппе. Мы преодолели все и сохранили команду. Актерам театра приходилось учиться играть на большой сцене С 2004 по 2008 годы и с 2012 года по настоящее время худруком театра является Борис Мильграм. С ним драматический стал музыкальнее – уже на первом поставленном Мильграмом спектакле «Владимирская площадь» актеры запели. Борис Леонидович говорит, что театр сегодня учит публику воспринимать художественные ценности. – Это театр, где спектакль – акт, зритель – партнер, режиссер – художник, художник – хозяин. И еще он должен быть оснащен всеми современными техническими возможностями, иметь достаточное финансирование и хорошую труппу. Впрочем, плохих актеров не бывает – бывает плохое отношение к ним, – считает Борис Мильграм. Для школьников театр проводил экскурсии. 1987 год Ребятам показывали гримерки, цеха, закулисье В 2007 году театр получил свое современное имя – Театр-Театр. Многие называют его сегодня просто – ТТ («тэ тэ»). В 2009-м малая сцена превратилась в «Сцену-Молот», где свои спектакли ставят молодые современные драматурги. В разное время площадкой руководили Эдуард Бояков, Дамир Салимзянов, Олег Кленин. Сегодня худруком является Владимир Гурфинкель, главный режиссер ТТ. – У театра есть две тенденции движения: или театр разрушается, или он созидается. Середины нет. Когда я пришел в пермскую драму, я увидел театр, который страстно карабкается вверх. Сегодня у театра замечательные перспективы – мы должны каждый день открывать миры, – отмечает Владимир Гурфинкель. В 2007 театр получил свое современное имя – Театр-Театр С 2010 года на «Сцене-Молот» регулярно проходят фестивали «Текстура», «Большая перемена», «МОНОfest», «Пространство режиссуры» и другие. Сегодня «Сцена-Молот» – открытая площадка для постановки и проката спектаклей, для реализации идей художников, музыкантов, продюсеров. В фойе театра и в зрительном зале проходят презентации, деловые встречи, арт-вечеринки, лектории и клубные события. Сам Театр-Театр сегодня – это постановки русских мюзиклов, современное прочтение классики. Артисты могут одновременно существовать в музыкальных и драматических спектаклях. – Театр изменился вместе с миром, но мы все так же сохраняем свое достоинство и из поколения в поколение передаем истории, легенды, анекдоты – говорит Елена Старостина. – Вот, например, репетируют спектакль «Рабочая хроника». С одной стороны сидят мужчины, с другой – женщины. И одна актриса запевает тоненьким голоском «Куда ведешь, тропинка...». И вдруг кто-то во время репетиции начинает смеяться, остановиться не может. К нему подключается вся труппа. Вот так бывает – нельзя, а все хохочут. Дальше другая беда – второй день репетиции, она только-только запевает, и все вновь начинают хохотать. Третий день – то же самое. По-моему, после этого Бобылев песню из спектакля убрал... Благодаря этим рассказам я чувствую себя частью большой 90-летней истории родного театра. Я люблю эти истории, я принадлежу театру, как и все мы в труппе. Мы едины. Мне бы хотелось, чтобы ТТ сохранил этот театральный дух, а в людях – веру в то, что это именно то место, которому стоит посвятить жизнь. Сцена из спектакля «На бойком месте».1998 год Портал 59.ru поздравляет Театр-Театр с юбилеем! За помощь в подготовке материала благодарим Государственный архив Пермского края, архив города Перми и пресс-службу ТТ. Оригинал материала: http://59.ru/text/stories/276182759419904.html
Скоро на сцене
27 мая, 29 июня, Большая сцена
Калигула
27 мая, 3, 23 июня, Сцена-Молот
#конституциярф
28 мая, Большая сцена
Веселые похороны