07 Апреля 2017

Пространство юбилея

Пространство юбилея. Как Театр — Театр встречал своё 90-летие 

Пермскому академическому Театру — Театру исполнилось 90 лет. В театре решили совместить приятное с ещё более приятным, а именно празднование юбилея и фестиваль-форум «Пространство режиссуры». В итоге, благодаря этому решению большой праздник одного конкретного театра, стал торжеством театрального искусства как такового. Седьмой международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» стал отличным поводом, чтобы собрать к юбилею Театра — Театра несколько ярких спектаклей и множество выдающихся театральных деятелей. Так что программа у фестиваля вышла очень плотной, и различные мероприятия проходили в театре буквально с утра до вечера. Для «Пространства режиссуры» всегда была очень важна образовательная часть программы, и в этот раз она вышла такой объёмной, что её можно даже было бы условно разделить на две части — теоретическую и практическую. За теорию отвечали известные театральные критики: Татьяна Джурова, Роман Должанский, Олег Лоевский, Ольга Федянина. На своих лекциях и одном общем круглом столе они рассказывали участникам фестиваля о современной режиссуре в России: её состоянии, основных тенденциях, угрозах и перспективах. К практической части образовательной программы можно отнести многочисленные занятия и мастер-классы. Особенно показательными были занятия от педагогов мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, поскольку мастер-классы по созданию вербатима (который провёл сам Дмитрий Брусникин) и технике contemporary на сцене следовали за наглядными примерами — двумя спектаклями «студентов-брусникинцев». Это были невероятно колоритный и правдоподобный вербатим «Транссиб», созданный на основе интервью, которые молодые артисты брали у попутчиков во время путешествия на поезде во Владивосток, и энергичный «Пластический этюд». В седьмом «Пространстве режиссуры» так же участвовали студенты мастерской Константина Райкина в Высшей школе сценических искусств, с двумя яркими и очень энергичными спектаклями — танцевальным «Кармен. Начало» и «Бесприданницей». Сам Константин Аркадьевич Райкин тоже побывал на фестивале, и провёл свой мастер-класс, под названием «Входите узкими вратами», на котором он красочно и эмоционально рассказывал зрителям, заполнившим до отказа зал «Сцены — Молот», о своём видении театра и актёрской профессии. Но самая яркая и важная часть любого театрального фестиваля это, конечно же, спектакли. Первой постановкой показанной в рамках «Пространства режиссуры» стал спектакль «БароККо» режиссёра Сержа Нуайеля, созданный при сотрудничестве французского театра «NoNo» и Театра — Театра всего за десять дней. Это завораживающие, загадочное действие, происходившие в фойе театра, называли по разному: и оперой и спектаклем-шествием, но на самом деле определить жанровые рамки «БароККо» невозможно, да и нужно. Форма у этого спектакля такова, что каждый зритель может сам для себя определить, что это было. «БароККо» показали в Перми всего два раза, дальше театр «NoNo» повезёт его по другим городам мира, в каждом из которых спектакль будет создаваться заново с местными артистами. Но основная программа показов фестиваля была выстроена вокруг имени режиссёра Тимофея Кулябина. Его имя прогремело на всю страну из-за скандала с оперой «Тангейзер», но в театральной среде он известен не только не этим. Несмотря на молодой возраст (всего 32 года) спектакли Кулябина уже четыре раза номинировались на «Золотую маску», а спектакль «Онегин» в 2014 году получил спецприз жюри главной театральной премии страны. На «Пространстве режиссуры» показали четыре спектакля (а с учётом видеозаписи «Трёх сестёр», пять) Тимофея Кулябина, что позволило зрителям увидеть особенности стиля этого режиссёра. При чём представлены были спектакли из двух разных театров — «#сонетышекспира» и «Электра» московского Тетра Наций, и «Процесс» и «Онегин» из Новосибирского театра «Красный факел», где Тимофей Кулябин занимает пост главного режиссёра.Все четыре спектакля поставлены по классическим произведениям, и по словам самого Кулябина ему интересны именно тексты с историей и богатым бэкраундом. Ему удаётся органично вплести элементы современности в хрестоматийные произведения, и тем самым освежить их и сделать актуальными. Так рядом с романтичностью поэзии Шекспира и работы артистов в «#сонетахшекспира» живёт «приземляющая» их, выставленная напоказ работа театрального закулисья. В показанной в Перми в последний раз «Электре» Еврипида, всё действие перенесено в современный аэропорт, при этом сначала в спектакле тщательно воссоздаётся, а потом ниспровергается стиль греческой трагедии. Действие «Процесса» Кафки, происходит в тщательно выстроенном эмоционально выхолощенном, сером и холодном бесписьменном антиутопическом мире. А спектакль «Онегин» по поэме Пушкина, очень остроумный образец того как сделать так что бы рядом с текстом классики уместно смотрелись элементы современности: смартфоны, поп-музыка и прочее, и при этом метания героев тоже оказываются очень близкими современным людям. Ведь именно «За современное прочтение классики» этот спектакль и получил в своё время спецприз «Золотой маски». Седьмой фестиваль «Пространство режиссуры» был посвящён имени ещё одного режиссёра — памяти выдающегося режиссёра и педагога, Народного артиста России Зиновия Яковлевича Корогодского, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. В фойе Театра-Театра была размещена выставка «Пятна, кляксы и портреты...» подготовленная сыном Зиновия Яковлевича, театральным художником Данилой Корогодским. На ней представлен восстановленный с оригинальными предметами интерьера, кабинет Зиновия Яковлевича в Ленинградском ТЮЗе, и множество картин, созданных Данилой Зиновьевичем по различным воспоминаниям об отце. Ещё артисты Санкт-Петербургского Театра Поколений (последнего «детища» Зиновия Корогодского) показали на фестивале посвящённый памяти мастера спектакль «Неокончательный портрет». Общее у этого спектакля и выставки не только необычная, форма, но и невероятная теплота с которой они вспоминают Отца и Учителя. Закрывался фестиваль вечером 14 марта. Последним его мероприятием стал концерт «Нам девяносТТо» посвящённый девяностолетию Театра — Театра. Можно сказать, что этот юбилейный концерт проходил по принципу «с хорошим делом не грех и перестараться», ведь шёл он три часа без антракта. Все номера были исполнены под аккомпанемент «главного героя» торжества — нового концертного рояля фирмы «Petrof», средства на который для театра собирали всем миром в рамках специальной акции.В начале представления рояль, искали, утверждая, что он в кустах. А когда он появился, один за другим места за инструментом стали занимать композиторы писавшие музыку для спектаклей театра (хотя у всех артистов театра тоже была возможность прикоснуться к инструменту). При этом звучали песни не только из мюзиклов из репертуара, но и тех постановок которые только планируются: артисты стажёрской труппы под музыку Евгения Загота исполнили несколько песен из мюзикла «Винил», пока несбыточной мечты театра, для которой нужна реконструкция сцены. А Борис Мильграм прямо на сцене раскрыл небольшой творческий план — он впервые в своей карьере поставит музыкальный спектакль для детей, по сказке «Карлик Нос». Музыку для него пишет композитор Лора Квинт а слова поэт Николай Денисов (уже работавшие с Мильграмом над двуми спектаклями). Он тоже были участниками юбилейного вечера, и даже исполнили одну песню из будущей постановки. Ближе к концу прозвучал отрывок из уже не идущего в репертуаре спектакля «Жизнь человека», под аккомпанемент саксофона его композитора Владимира Чекасина. Финал концерта украсил своей блестящей импровизацией известный джазовый пианист Даниил Крамер.
Скоро на сцене
18, 19 октября, Большая сцена
Поминальная молитва
20, 21, 29 октября, 11, 28 ноября, Большая сцена
Алые паруса
5, 7 ноября, Большая сцена
Доктор Живаго