03 июня 2021

«АНТИГОНА» НА ФЕСТИВАЛЕ «РАДУГА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

1 июня 2021 года спектакль «Антигона» был показан в Санкт-Петербурге в рамках XXII международного театрального фестиваля «Радуга».

Антигона (Эва Мильграм) и Креонт.JPG 

Международный театральный фестиваль «Радуга» – один из самых престижных театральных форумов в России. Он ведет свою историю с февраля 2000 года, ежегодно собирая в северной столице самые интересные театральные коллективы, теоретиков театрального искусства, студентов творческих вузов и увлеченную театром публику. В 2021 году, несмотря на пандемию, на «Радугу» приехали театры как из городов России, так и из других стран, в том числе Сербии, Литвы, Греции, Абхазии. 

13 спектаклей, 1 концерт, 3 творческие встречи, драматургическая резиденция «Молодежь. Театр. Lab», профессиональные лекции и обсуждения с критиками Павлом Рудневым, Евгением Авраменко и Александром Висловым – 7 фестивальных дней прошли невероятно насыщенно и ярко. Основная программа фестиваля проходила в ТЮЗе имени А. А. Брянцева, несколько событий состоялись на других дружественных фестивалю площадках, в том числе и показ «Антигоны» Театра-Театра: Большая сцена Молодёжного театра на Фонтанке больше подошла по техническим параметрам. 

ПЕРВЫЕ ГАСТРОЛИ «АНТИГОНЫ» 
Ольга Шайдуллина, композитор оперы для драматических артистов «Антигона»: 
«Рада, что публика смогла увидеть наш проект. Это первый гастрольный выезд «Антигоны» и, конечно, не обошлось без трудностей, связанных с адаптацией спектакля к новому пространству – отстройкой звука, видеотитров и пр. В оркестровую яму Молодёжного театра не поместились все музыканты: часть оркестра пришлось разместить в боковых ложах. Многие интересовались необычным жанровым определением спектакля. Создавая «Антигону», мы не играли в оперный театр на сцене драматического – мы создавали эксклюзивный спектакль, в котором арсенал средств современной академической музыки существует по законам драматического театра. Наша главная героиня Антигона – кривляка, и в хорошем, и в плохом смысле этого слова. И весь наш спектакль немного «кривляется»: в нем есть театральность, масочность, игра, которая заложена как в театре, так и в самом человеке. Я изначально осознавала, что работаю с драматическими артистами, но мне было не страшно создавать для них сложный музыкальный материал, ведь Театр-Театр не совсем драматический театр – у него несколько «Золотых Масок» именно за музыкальные постановки, в нем прекрасные поющие артисты, свой профессиональный оркестр, который, к сожалению, не принял участие в этих гастролях». 

IMG_20210601_200932.jpg

Владимир Никитенков, дирижер-постановщик, хормейстер «Антигоны»: 
«Организаторы фестиваля «Радуга» ограничили количество гастрольной труппы, поэтому в Санкт-Петербурге «Антигона» была исполнена с участием четырех музыкантов ТТ (ударная установка – Юрий Трусков, бас-гитара – Максим Иванчин, синтезатор – Вероника Сысоева, «препарированное» фортепиано – Анна Шарпе) и приглашенных музыкантов Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика». Вариант исполнения спектакля под частичную фонограмму – он тоже обсуждался – был отклонен: «Антигона» – опера, и живой звук в ней – важнейшая часть драматургии. Интересно, что Театр-Театр уже сотрудничал с оркестром «Классика»: в 2005 году с артистами ТТ этот оркестр ездил на гастроли в Марсель с мюзиклом «Владимирская площадь». Коллектив под управлением заслуженного артиста России Александра Канторова в свое время исполнял данный мюзикл в питерском Театре Ленсовета, а потом спектакль режиссером Владиславом Пази был перенесен в Пермь, где он получил вторую жизнь. За три репетиционных дня музыкантам «Классики», обычно исполняющим Чайковского, Мендельсона, Свиридова, пришлось погрузиться в далеко не классическую музыку «Антигоны». Это далось непросто. Конечно, все справились, но, признаться, на следующие гастроли хочется ездить только со своим оркестром. Мы «наиграли» материал, освоили особенную композиторскую структуру, последовательность изобразительных звуков». 

«ВЫДАЮЩАЯСЯ РАБОТА СТАЛА УКРАШЕНИЕМ ФЕСТИВАЛЯ»: СМИ ОБ «АНТИГОНЕ» 
«Спектакль «Антигона» (Пермский академический «Театр-Театр») Романа Феодори в основе которого лежит либретто Жени Беркович, познакомил с фееричной, быстронесущейся по фабуле трагедией столкновения родовых и государственных законов. Жанровое определение постановки – «опера для драматических артистов», композитором которой выступила Ольга Шайдуллина, позволила проявить актерам свои вокальные способности. Апокалипсическое восприятие мира, сознательная тяга к разрушению, невозможность преодолеть систему и функционирование в рамках «должностных обязанностей», столкновение личного и общественного вызывает конфликт, приводящий к окончательному разрыву семейного очага. Выдающаяся работа стала украшением фестиваля».  

«Можно спорить о том, насколько интересно и оригинально трактовал Роман Феодори сюжет об Антигоне в одноименном спектакле. Наше время не кажется эпохой таких бескомпромиссных героев, как она, не случайно стержнем этой истории стал скорее царь Креонт – прекрасная актерская работа Альберта Макарова. Но в любом случае спектакль в пермском «Театре-Театре» привлекает своей формой. Жанр «Антигоны» определен как опера для драматических артистов. На либретто молодого московского режиссера и драматурга Жени Беркович, которая соединила высокий штиль с современными словечками, композитор Ольга Шайдуллина написала нарочито «немузыкальную», основанную на диссонансах оперу, где большое значение имеет хор. Возникает ощущение, что в модернизированной форме проблескивает древнегреческий театр, где драма, музыка и пластика были неразрывным целым». 

«Глядя, как по сцене перемещаются люди в масках-респираторах, сложно поверить, что замысел «Антигоны» пермского «Театра-Театра» возник еще до пандемии, в 2019 году. Разрушенный гражданской войной город, в котором люди не могут дышать свободно из-за смрада на улицах, зловещее отражение сегодняшнего дня. Физически тяжелое дыхание, затрудненные вдох и выдох, похожие на стон, – один из основных музыкальных приемов спектакля. Либретто, написанное Женей Беркович, являет нам историю Антигоны отнюдь не мифологической, бестелесной, а современной, живущей в наше время и как бы нашей, пусть и абстрактной стране. 
Спектакль Романа Феодори – жуткое и притягательное отражение современности. Внимание зрителя удерживает от первой до последней секунды атмосфера конфликтов, как внутренних, так и внешних. Сцена разбора завалов, в которой люди то дерутся друг с другом, то устраивают быстро подавляемый мятеж, потом сцена «разговора» Креонта и толпы, где в конечном итоге народ выкрикивает только митинговые лозунги, вроде «Сколько дышать вонью от вашего трупа?!», – более чем понятны и отсылают к современной обстановке. Конфликт всех со всеми как некий концепт современной жизни. 
Разговаривает Креонт Альберта Макарова с горожанами отнюдь не языком древнегреческой трагедии, а словами современного политика, вышедшими из-под пера спичрайтера: готов, мол, извиниться за неудобства, мы держим ситуацию под контролем. В своем белом стерильном кабинете, над дверьми которого горит эвакуационное «выход», он дышит кислородом через маску. 
«Антигона» Романа Феодори – не только история человека, облеченного властью, но и миф (древнегреческий) о разрушении мифа (политического). В разговоре Креонта и Антигоны выясняется – царь не знает, кого из братьев предают земле, а кого – лишают погребения. Трупов много, хоронят не человека, а героя, лишают обряда – предателя. Живое подменяется символом. Протест Антигоны в исполнении Эвы Мильграм – протест против «героизации», порядка. Она не хочет этого всего, а хочет правды – и похоронить брата. Это синтез вчерашнего подросткового неповиновения и сегодняшней способности молодого человека оценить происходящее и влиять на него. Интересно движение от хаоса к порядку и на музыкальном уровне: «разобщенные», будто рассыпающиеся мелодии первых арий вырастают в упорядоченную, знакомую зрителю, что называется, «на уровне пшеницы», торжественную оду павшим героям». 

«Я ПО-ХОРОШЕМУ ОШАРАШЕН»: ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ 
«Пермские театры – для меня всегда стопроцентное попадание. Я ошарашен по-хорошему. Грандиозная, масштабная, современная постановка. Рассказ об эпохе, которая давно прошла, нам, наверное, не так интересен, как история про нас, наше общество, наше государство. Убеждает. Спасибо вам большое». 

«Я пришла на «Антигону», потому что в ней играет Альберт Макаров. На «МОНОFESTе» в Перми я впервые увидела его в «Вертинском». Покорило, как он играл, и я специально шла на него. Увидела на сцене абсолютно другого персонажа, другую грань его таланта. Просто браво! Это очень большой актер, вам повезло и я вас поздравляю». 

«В финале было ощущение, что я вижу фашистскую Германию. Сильнейшее впечатление от спектакля». 

«Необычным показался прием с текстом, который расходится в репликах и титрах. Я не знала, на чем фокусироваться, но потом выбрала слушать, а не читать. Понравился литературоведческий подход к материалу. Прекрасная работа».

Поздравляем команду оперы для драматических артистов «Антигона» с первыми успешными гастролями. Уверены, что спектакль ждут новые театральные путешествия!

Исмена (Анна Огорельцева) и Креонт (Альберт Макаров).JPG