ГКБУК «Пермский академический Театр-Театр»
Хореография «Винила» – яркий коктейль стиля и молодости
15 Мая 2019
Мюзикл «Винил», первый показ которого состоялся 19 апреля, бурно обсуждался пермяками еще задолго до премьеры. Еще бы: хореографию для него создавали признанные мастера своего дела – Егор Дружинин, хореограф, актер, режиссер многих театральных постановок и известных мюзиклов, наставник популярных шоу «Фабрика звезд», «Танцы со звездами», «Танцы на ТНТ», «Танцуют все», «Ты супер! Танцы», автор танцевальных программ известных эстрадных артистов, а также Дмитрий Масленников, участник шоу «Танцы на ТНТ», «Танцы. Битва сезонов», хореограф-постановщик.
Фотограф Никита Чунтомов
ПОЧЕМУ СТИЛЯГИ НЕ ТАНЦУЮТ ТВИСТ?
Фотограф Сергей Харин
Егор Дружинин, хореограф-постановщик мюзикла «Винил»:
Фотограф Никита Чунтомов
ПОЧЕМУ СТИЛЯГИ НЕ ТАНЦУЮТ ТВИСТ?
Егор Дружинин подключился к команде авторов «Винила» в 2012 году. Из-за нерешенного вопроса по реконструкции сцены создание спектакля постоянно откладывалось. За это время Егор в соавторстве с Борисом Мильграмом в 2015 году выпустили в ТТ мюзикл «Монте-Кристо (Я - Эдмон Дантес)». Но обещание поставить хореографию для «Винила», данное Борису Леонидовичу несколько лет назад, Егор Дружин сдержал. Несмотря на свою большую занятость, он находил время, чтобы приезжать в Пермь и присутствовать на репетициях.
Фотограф Сергей Харин
Егор Дружинин, хореограф-постановщик мюзикла «Винил»:
– «Винил» – спектакль о молодых, они его главные действующие лица. Именно стиляги транслируют самую важную идею, самое ценное послание мюзикла – люди свободны в выражении своих чувств и в проявлении своих талантов.
В постановке мы показали сказочное государство, которое только называется Советским Союзом, но при этом им не является. В этом условном мире стиляги не обязаны исполнять именно социальные танцы – твист, буги-вуги, линди-хоп или свинг, соответствующие историческому полю. Мы, напротив, стремились уйти от так называемого «первого плана». Музыка «Винила» диктовала определенную стилистику, но мы придумали абсолютно другую, альтернативную хореографию. Во-первых, движения артистов работают на смыслы. Во-вторых, они отражают душевное состояние и эмоции героев, но ни в коем случае не иллюстрируют музыку.
Было интересно творить мизансценическую партитуру на площадке, у которой свои движения и своя «хореография». Новая сцена ТТ вдохновляет, потому что дает новые возможности. Мюзикл – синтетический жанр: в «Виниле» труппа танцоров, которую благодаря кастингу мы усилили очень хорошими ребятами, интегрирована в ансамбль поющих актеров Театра-Театра. И, как в любом качественном мюзикле, зритель не заметит разницы между теми и другими: поют и двигаются все.
СУТЬ ЯСНА ДАЖЕ БЕЗ СЛОВ
У Егора Дружинина был плотный рабочий график: он приезжал в Пермь на пару дней, ставил номер, а дальше артисты «чистили» хореографию под руководством его ассистента Дмитрия Масленникова или балетмейстеров ТТ.
Фотограф Сергей Харин
Дмитрий Масленников, ассистент хореографа мюзикла «Винил»:
– Для меня «Винил» стал колоссальным опытом работы с новой сценой, с разными по энергетике танцорами, с аккомпаниатором, с осветителями, с живым оркестром. Очень здорово было участвовать в таком многомерном, масштабном процессе. Когда репетиции из верхнего фойе перенесли на сцену, многое из того, что мы поставили, пришлось трансформировать, чтобы хореография «работала» там. Ракурс поменялся в разы. Такая динамичная площадка, конечно, требует вдумчивой работы, на ней можно сделать много всего интересного.
Каждый спектакль требует своей эстетики, где-то просто обстоятельства не позволяют сильно «растанцеваться». Но «Винил» другая история. Его центральные персонажи – стиляги – творят, сочиняют смелую музыку и, конечно, танцуют, выходя за общепринятые рамки, хулиганя в каком-то смысле. В вокально-танцевальных номерах мюзикла есть сюжет. И хореография выражает драматическую составляющую наравне со словом. В спектакле танцы – это не просто вставные дивертисменты, а способ трансляции развивающегося события. Мы транслируем через хореографию смысл, при этом всегда пробуем делать так, чтобы наши постановки были законченным, самодостаточным актом искусства. Суть должна быть ясна даже без слов.
ДВИГАТЬСЯ НАРАВНЕ С БАЛЕТОМ
В мюзикле «Винил» актеры, исполняющие роли стиляг, поют вживую и танцуют одновременно. Это сложно, тем более, что такой насыщенной, сложной хореографии, как поставили Егор Дружинин и Дмитрий Масленников, у артистов ТТ не было ни в одном спектакле.
Постановщики никому не давали поблажек. По словам Дмитрия, на репетиции он не разделял танцовщиков и актеров: «Когда мне кто-то плачется, я всегда говорю: ничего не знаю, работайте. В мире большое количество артистов, которые поют, танцуют и играют одновременно, и делают это замечательно! Бейонсе, Леди Гага…Чем вы хуже?»
Фотограф Юлия Трегуб
Марат Мударисов, актер ТТ, исполнитель роли Жоржи в мюзикле «Винил»:
– В «Виниле» мы танцуем практически наравне с балетом. После исполнения кульбитов и поддержек я каждый раз думаю: «Как же петь-то дальше?» (смеется). Во время репетиций я вспоминал «Любовь во множественном числе» и Романа Кагановича. Дима на растяжке нас также сильно мучал. Но он все делал вместе с нами. Дима понимающий, всегда с улыбкой, ему хочется доверять. С Егором и Дмитрием очень комфортно работать: они уважают нас, мы – их.
Фотограф Юлия Трегуб
Алиса Санарова, актриса ТТ, исполнительница роли стиляги в мюзикле «Винил»:
– У Егора Дружинина очень необычный подход к хореографии. Каждое движение в его танцевальном рисунке должно доносить смысл, заложенный в тексте. Надо сказать, что это не просто. Во-первых, ты должен соединить танец с вокалом, а во-вторых, вложить в это смысл, донести текст и настроение. Хореография ещё сложна тем, что она не синхронизирована. Например, одна рука двигается быстро, другая медленно – чтобы это соединить, мозг работает очень активно.
В «Виниле» актерский состав выходит на сцену вместе с профессионально танцующими ребятами. При этом мы должны выглядеть как единое целое, как один организм. Конечно, хореографам-постановщикам было не просто подстраиваться под артистов, которые не посвящали свою жизнь только танцу. Но мы старались и, думаю, у нас всё получилось.
Фотограф Константин Талано
Анна Огорельцева, актриса ТТ, исполнительница роли Капитолины и стиляги в мюзикле «Винил»:
– Кроме роли Капитолины я в дубле играю стилягу, поэтому учила все танцы, поддержки, перевороты, кружения. Нам говорили: «На Бродвее все танцуют, значит и вы должны». И мы отвечали: «Есть!». Первую семичасовую репетицию не забуду никогда. Нелегко, зато чувствуется работа. Я танцевала в паре с Максимом, студентом-медиком, который прошел кастинг. Он замечательный, очень энергичный, готов осваивать даже самые сложные движения и заниматься вокалом.
ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ
Для артистов балетной труппы Театра-Театра участие в масштабных мюзиклах – дело привычное, но «Винил» стал для них особенным профессиональным опытом. Это была первая постановка на реконструированной сцене, которая движется, крутится, поднимается, опускается. Артисты впервые работали с московскими хореографами. И, наконец, репетируя «Винил», ребята «прокачивали» не только хореографические, но и вокальные данные.
Фотограф Юлия Трегуб
Евгений Филькин, артист балета ТТ:
– Возможность поработать с Егором Дружининым и Дмитрием Масленниковым – это хороший бонус как для балетной труппы ТТ в целом, так и лично для меня как для танцовщика. Приятно было воспринимать новый материал, как-то осмысливать его, пропускать через себя. В «Виниле» очень интересная хореография, с множеством нюансов и мелких движений. Мне лично нравится исполнять «Бродвей», «Феерию свободу», «Девушку-мечту». Последний номер, кстати, очень комичный во всех проявлениях – в танце, в движениях, в актерской игре. При этом лирика и романтика в нем тоже есть – получается такая комедийная мелодрама про любовь.
В «Виниле» двигаемся не только мы, но и новая сцена. В принципе мы уже выступали в подобном динамичном сценическом пространстве на «Алых парусах», пробовали модернизированную площадку на концерте «Время, вперед!». Но нам все равно пришлось много репетировать, чтобы грамотно сочетать динамику сцены и собственные движения. Кроме того, в «Виниле» есть трюковые моменты, которые потребовали особой сосредоточенности и четкости действий. И, да – мы тоже поем. Можно сказать, что танцоры успевают станцевать и спеть, а актеры – спеть и станцевать.
Фотограф Никита Чунтомов
Ульяна Данилова, артистка балета ТТ:
– В процессе подготовки к премьере мы параллельно занимались и вокалом. Егор Дружинин на репетициях подчеркивал, что в мюзикле должны петь все, и танцоры тоже, причем петь в голос, потому что невозможно тихо петь и экспрессивно танцевать. Мне было ценно поработать с другими постановщиками. Еще 5 лет назад, когда только-только зашла речь о «Виниле», мы узнали, что хореографию будет ставить Егор Дружинин. Я знала его еще с «Фабрики звезд» – проекта «Танцы на ТНТ» тогда не было. А вот с Димой Масленниковым познакомилась только на кастинге. То, как он работает, действительно вызывает уважение: он не только показывает хореографию, но всю репетицию танцует вместе с нами и очень много объясняет, уточняет, отдаёт много энергии. Это, конечно, дорогого стоит.
Мне нравится, что в «Виниле» было решено отойти от классического представления о стилягах и что герои танцуют не твист, не свинг, а новую, оригинальную хореографию, которую условно можно назвать нео-свингом. Это круто!
Фотограф Никита Чунтомов
ТЫ – В ТАНЦАХ. ТЫ – В «ВИНИЛЕ»!
Многие знают, что в мюзикле «Винил» на сцену выходят не только профессиональные артисты ТТ, но и ребята, не работающие в театре. Это танцоры, победившие в кастинге, специально организованном за несколько месяцев до премьеры «Винила» Театром-Театром и Егором Дружининым. Для постановки нужны были яркие молодые ребята с хорошей пластикой, поэтому было решено объявить конкурс, а потом пригласить в проект самых талантливых и способных участников.
После заочного тура из 148 претендентов жюри выбрало 40. Все они, а также 12 танцовщиков балетной труппы ТТ, пришли на очный этап, которые проводили в театре Егор Дружинин и его ассистент Дмитрий Масленников. В итоге в «Винил» пригласили 9 новых ребят. Оценив интенсивность репетиций, один из победителей танцевального кастинга отказался участвовать в проекте. Другие «новобранцы» – Кирьянова Ксения, Пасиченко Эдуард, Гильмутдинова Вероника, Григорьева Екатерина, Пахолкина Алина, Семириков Максим, Белоусова Дарья и Иванова Ольга – приступили к активным репетициям роли стиляг вместе с актерами и балетной труппой ТТ.
– Во время кастинга мы оценивали танцевальный навык, артистизм, то, как человек себя преподносит и держится на сцене, насколько он исключителен. Потому что исключительному танцору можно простить все грехи, – комментирует Дмитрий Масленников. – Я доволен ребятами, которые вошли в команду «Винила». Мне нравится, как они работают, к ним нет никаких претензий. К тому же приход новых танцоров с новыми взглядами – всегда хороший момент для постоянной труппы: среди рутины появляются интересные знакомства, свежие идеи.
В процессе подготовки «Винила» танцорам, которые пришли в проект после кастинга, было непросто: репетиционный процесс требовал так много времени, что работу, учебу, другие творческие проекты пришлось поставить «на паузу». Если студенты Максим и Эдуард изредка успевали между примеркой костюма и прогоном на сцене сбегать на лекции, то, например, Алина Пахолкина, которая живет в Кунгуре и преподает в танцевальной студии, почти на три месяца «выпала» из привычной жизни. Ученики увидели своего любимого педагога только на премьере.
Фотограф Никита Чунтомов
Алина Пахолкина:
– Ученики очень скучали. Я жила в Перми и только изредка вырывалась в Кунгур, чтобы что-то сделать в студии. Весна – сезон чемпионатов по уличным танцам, и моим ребятам пришлось участвовать в соревнованиях без меня, учиться самостоятельности. А я училась хореографии и вокалу! Вокальные занятия у нас вел крутой педагог с очень позитивной энергетикой – с ним петь было не страшно. Но самое главное – это, конечно, танцы на двигающейся сцене. Было интересно и здорово выйти на новую динамичную площадку и показать зрителям детище хореографов, поделиться энергетикой.
Вероника Гильмутдинова:
– Я училась в Москве, на выпускном курсе, но взяла ради «Винила» академ. Просто почувствовала, что хочу в этот проект, приехала на кастинг и использовала шанс. Мне хотелось поработать с Егором Дружининым, с Дмитрием Масленниковым, а еще – увидеть театр изнутри. Это классно!
Фотограф Никита Чунтомов
Екатерина Григорьева:
– Меня проект тоже привлек возможностью поучаствовать в процессе производства спектакля, и, конечно, танцами в постановке знаменитых хореографов. Здорово было увидеть, как поют, как играют актеры Театра-Театра – вокал у них крутой! Удовольствие работать на одной сцене с такими талантами.
Ребята с кастинга, артисты балетной труппы ТТ, актеры театра – все они стали за время подготовки премьеры одной командой. Командой, которая с аншлагами сыграла 8 премьерных показов и готова к новым встречам со зрителями.
Участники «Винила» искренне считают, что фееричный мюзикл Театра-Театра стоит увидеть. Это яркий спектакль, в который вложено столько труда, творчества и любви, что вы непременно почувствуете на себе его магию. В чем она? В том, что ваше настроение уже после первого действия станет 100% позитивным и вам захочется петь, жить, танцевать, творить… и обязательно прийти на «Винил» еще раз!
Фотограф Никита Чунтомов