ГКБУК «Пермский академический Театр-Театр»
РОМАН ЭРИХА МАРИИ РЕМАРКА «ТРИ ТОВАРИЩА» И ЕГО ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ
06 Августа 2021
Мюзикл «Три товарища» – масштабный проект, работа над которым идёт уже больше года. Над созданием спектакля трудится мощная творческая команда, во главе которой режиссёр Борис Мильграм, а в основе – роман классика немецкой литературы Эриха Марии Ремарка «Три товарища». Именно это произведение вдохновило Михаила Бартенева на создание литературной композиции, а Евгения Загота – на рождение музыкального материала. В чём секрет популярности этого произведения? – Постараемся ответить.
ТРИЛОГИЯ О «ПОТЕРЯННОМ ПОКОЛЕНИИ»
Эрих Мария Ремарк (1898–1970) является одним из самых популярных писателей в России. Так, в 2016 г. по данным Российской книжной палаты он вошёл в десятку самых издаваемых в России автором художественной литературы. Но и пять лет спустя трудно найти человека, который в юности не прочитал хотя бы одного произведения Ремарка. Из 15 его романов литературоведы выделяют так называемую трилогию о «потерянном поколении». Эта формулировка Гертруды Стайн выразила лейтмотив творчества не только Ремарка, но и целого ряда писателей, среди которых Эрнест Хемингуэй, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и др. «Потерянным» принято называть поколение людей, на чью молодость пришлась Первая мировая война. Это люди, которым пришлось не сидеть за партами в старшей школе, а учиться убивать. Те из них, кто вернулся домой, зачастую не могли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством.
Трилогия начинается принесшим писателю известность антивоенным романом «На Западном фронте без перемен» (1928), описывающим события Первой мировой войны от лица простого солдата. Затем следует «Возвращение» (1931), в котором появляются некоторые герои первой части трилогии и рассказ идёт о возвращении искалеченных войной молодых людей, ушедших на фронт ещё школьниками, к мирной жизни. Завершает трилогию роман «Три товарища» (1936), являющийся не прямым, а скорее логическим продолжением предыдущих: на его страницах – братство фронтовых товарищей, призраки прошлого, послевоенный кризис. Представители «потерянного поколения», по Ремарку, – жёсткие и решительные люди, в чём-то даже циничные. Прошедшие через кошмары войны, они не признают капиталистических ценностей. Эти люди не чувствуют себя частью социума, которых, в свою очередь, их не принимает. Сдержанные, но чувственные, герои Ремарка стараются, несмотря на разрушенные надежды, сохранить высшие идеалы, которые бессмысленная и абсурдная война так и не смогла разрушить: дружбу и любовь.
Э.М.Ремарк
ТРИ ТОВАРИЩА
Для главных героев «Трёх товарищей» искалечившая их судьбы война осталась в прошлом. Пройдя трудный путь выживания и возвращения к жизни, которая не стремится их принимать, они находят своё призвание в автомобилях. Бывший автогонщик-любитель Отто Кестер становится владельцем автомастерской, где работает бок о бок со своими фронтовыми товарищами. Один из них – Готфрид Ленц, «последний романтик». Кстати, в немецком языке слово Lenz используется, чтобы говорить о весне в возвышенном, поэтическом контексте. Например, когда юность называют «der Lenz des Lebens» – «весной жизни». Третьего же товарища зовут Роберт Локамп. Повествование ведётся от его лица, и он становится главным героем романа, действие которого начинается со знаменательного события: в день своего тридцатилетия Роберт в компании своих товарищей встречает прекрасную незнакомку.
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ
Трагичная история любви Роберта Локампа и Патриции Хольман в значительной степени автобиографична. Первая жена Ремарка, бывшая танцовщица Илзе Ютта Цамбона, страдала от туберкулёза. К счастью, жизнь оказалась менее жестока к прототипу некоторых героинь писателя, чем литература: после развода Ремарк вновь женился на ней, чтобы помочь ей покинуть Германию, после второго развода до конца жизни выплачивал ей денежное пособие и завещал 50 тысяч долларов. В свою очередь, книга «Три товарища» заканчивается смертью Патриции: «Потом наступило утро, и её уже не было» – последняя фраза романа, первая версия которого называлась «Пат». История любви Робби и Пат (так герои ласково называют друг друга) по сей день остаётся одной из самых известных, красивых и печальных в литературе.
ПЕРВАЯ ЭКРАНИЗАЦИЯ
Роман «Три товарища» был опубликован в 1936 г. и был впервые экранизирован крайне быстро – лишь двумя годами позднее. Режиссёром выступил двукратный лауреат премии «Оскар» Фрэнк Борзейги, уже экранизировавший произведение другого представителя «потерянного поколения» (фильм «Прощай, оружие!» по одноимённому роману Эрнеста Хемингуэя). А над сценарием работал ещё один представитель «потерянного поколения», знаменитый писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Роль Роберта Локампа сыграл Роберт Тейлор, бывший тогда на пике своей актёрской популярности. Роль Патриции Хольман была отдана Маргарет Саллаван и принесла своей исполнительнице номинацию на премию «Оскар». Чёрно-белый фильм позволяет себе немного отступать от первоисточника. Например, в фильме влюблённая пара женится, чего нет у Ремарка. Иначе, чем в романе, показан и финал. Оценить первую экранизацию романа «Три товарища» вы можете по ссылке.
Первая экранизация романа «Три товарища»
ПО МОТИВАМ «ТРЁХ ТОВАРИЩЕЙ»
Как ни странно, режиссёры не спешат экранизировать этот роман Ремарка, а те, кто всё-таки берутся за «Трёх товарищей», предпочитают скорее «фантазировать на тему», меняя эпоху и страну на современные им самим. Например, в основе фильма Майкла Чимино «Охотник на оленей» с Робертом Де Ниро в главной роли (в фильме также снимались Кристофер Уокен и Мэрил Стрип) похожая история трёх товарищей, правда, речь идёт о войне во Вьетнаме. В России «Трёх товарищей» экранизировали дважды: в виде фильма и мини-сериала. В обоих случаях действие перенесено в Россию. В фильме Александра Сурина «Цветы от победителей» (1999) три товарища, вместе воевавших в горячей точке, ремонтируют автомобили, участвуют в гонках и много пьют, как и герои Ремарка. Но месть неонацистам, осквернившим памятник на могиле их сослуживца, выходит на первый план, в то время как в романе тема зарождающегося фашизма звучит не так явно и ей отведено гораздо меньше «хронометража». Возлюбленная главного героя болеет уже не туберкулёзом, а астмой, но финал, как и у Ремарка, печален. И даже, пожалуй, более трагичен, ведь в живых остаётся лишь один из товарищей. Считать ли этот фильм экранизацией романа или всё-таки отдельным произведением? – Единого мнения пока нет. Но его можно посмотреть хотя бы для того, чтобы погрузиться в криминальную романтику 90-ых и увидеть знакомые лица, часто мелькавшие на экранах в те годы: в ролях Александр Носик, Алексей Кравченко, Владимир Зайцев, Ольга Будина и другие.
Кадр из фильма «Цветы от победителей»
В 2012 году Тигран Кеосаян снял мини-сериал «Три товарища», где все события мелодрамы, вдохновлённой романом Ремарка, успевают произойти за четыре серии. Из «отправных точек» – три товарища (правда, не боевых, а школьных), мастерская (правда, их машины не ездят по трассам, а летают по небу), пансионат с девицами (правда, по документам в нём доживают свой век ветераны сцены) и любовь главного героя к девушке с тяжёлой болезнью (правда, это не туберкулёз, а рак). В остальном сериал насыщен событиями и сюжетными поворотами, которые Ремарку и не снились. Это касается, например, героя, который «вырос» из образа Биндинга, но превратился в главного «злодея» в исполнении Алексея Серебрякова. В сериале нашлось место и олигархам с депутатами, и следователям, которые не бывают бывшими, и митингам, и айфонам, и целой детективной интриге. Но в первую очередь он о любви и дружбе, а значит, не так уж и далёк от «потерянного поколения». Из всех адаптаций романа Ремарка сериал Тиграна Кеосаяна ближе всего подошёл к тому, чтобы подарить зрителю надежду на хэппи-энд: все сюжетные линии получают однозначно положительную развязку, только в отношении возлюбленной главного героя финал условно открытый. Актёрский состав сериала богат на популярные имена. Кроме уже упомянутого Алексея Серебрякова, это Надежда Михалкова, Игорь Ясулович, Сергей Никоненко, Лариса Гузеева и другие. Посмотреть сериал можно по ссылке.
Кадр из мини-сериала «Три товарища»
ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ УШАМИ
Значительно «ближе к тексту» радиоспектакль «Три товарища» (инсценировка Игоря Золотарёва). Режиссёр Эмиль Верник собрал артистов с замечательными голосами, и три часа пролетают незаметно. Радиоспектакль получился компромиссным вариантом: в отличие от фильмов, в нём есть место для внутренних монологов, как в самом романе, но литературный материал достаточно сжат, чтобы прослушать его за один вечер. В этом радиоспектакле сохранено повествование от первого лица – от лица Роберта Локампа в исполнении Игоря Верника. Товарищи Роберта говорят голосами Юрия Васильева и Романа Козака. Запоминающимся получился Альфонс Вячеслава Невинного. Запись 1991 года можно послушать здесь.
«ТРИ ТОВАРИЩА» НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ
Ставить на сцене не пьесу, а роман, как известно, задача не из простых. Тем не менее, известно несколько российских постановок по произведениям Ремарка, в том числе по его роману «Три товарища». Хронологически первой из них (1984) является спектакль Юрия Смирнова-Несвицкого в театре «Суббота» (Санкт-Петербург). Публика любила этот спектакль, и дважды он был восстановлен в репертуаре: в 1995 г. и 2006 г. К сожалению, записи этого спектакля нет в открытых источниках. Пожалуй, самая известная постановка «Трёх товарищей» в России – это спектакль Галины Волчек в театре «Современник» (1999), где в роли Пат блистала молодая и тогда ещё не очень известная Чулпан Хаматова. В спектакле всё «по книге», разве что он останавливается, не доходя до финала на пару шагов, не показывая смерть Пат. Вместо этого зрители слышат, как на аукционе продают Карла, «призрака шоссе», а затем в салоне этого автомобиля три товарища и Пат поднимаются над сценой в лучах прожектора. Запись этого спектакля в начале его сценической жизни можно посмотреть по ссылке или выбрать более «свежую» версию – запись 2019 года.
Кадр из спектакля Галины Волчек в театре «Современник»
В 2010 году «Трёх товарищей» на российской сцене – в саратовском ТЮЗе – поставил немец Георг Жено, стоявший у истоков «Театра.doc». Пьесу написала Наталья Скороход, сценографию придумал Эмиль Капелюш (в нашем театре он художник спектакля «Калигула»). В центре сцены – рояль, становящийся по ходу действия то Карлом (автомобилем), то постаментом памятника, то – в финале, когда его покрывают белой материей, – заснеженными горными вершинами. Этот спектакль гораздо более жёсткий, чем постановка «Современника»: здесь нет мелодраматического пафоса, юмор злее и циничнее. Пьеса достаточно сильно отходит от романа Ремарка, совсем иначе изображены второстепенные персонажи, такие как хозяйка меблированных комнат фрау Залевски и её жильцы. Тем не менее, в спектакле много немецкой музыки того времени. И, может, не так уж сильно противоречит роману то, что воспоминания главного героя о войне визуализируются в образах игрушечных солдатиков, а сам он ранен войной совсем не метафорически. Эту необычную трактовку Ремарка можно посмотреть по ссылке.
Кадр из спектакля «Три товарища» в саратовском ТЮЗе
СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА
Конечно, мы перечислили не все постановки по мотивам «Трёх товарищей», существующие в России. Спектакли по роману Ремарка продолжают появляться: в 2017 г. в Омске «Трёх товарищей» поставил Георгий Цвхирава, есть свои «Три товарища» и в Тюменском Большом драматическом театре… За 85 лет существования романа Эриха Марии Ремарка «Три товарища» судьбы его героев оставили след в сердцах огромного количества читателей и многие цитаты стали крылатыми. Нам рассказывали эту историю прекрасной дружбы и великой любви с экранов и сцен. Следующее слово – за Борисом Мильграмом и его командой. Их видение романа «Три товарища» в жанре мюзикла зрителям Театра-Театра предстоит впервые увидеть 30 сентября.