НОРА

Сцена-Молот 18+
2 часа 20 минут; Антрактов: 1 антракт
О спектакле
«НОРА» 18+
камерный триллер по мотивам пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»

В достаточно условных декорациях, напоминающих киноплощадку, разворачивается достаточно бытовая ситуация. В канун Рождества перед Хельмером открывается страшная правда: жена втайне от него взяла деньги в долг, и теперь его карьера и будущее семьи под угрозой. Ждёт ли «мотовку» наказание? Или ложь во спасение всё-таки можно простить, особенно если угроза публичного разоблачения миновала? Впрочем, Хельмеру можно не искать ответ на этот вопрос, ведь его «птичка» Нора решает покинуть «кукольный» дом и искать себя настоящую.

На первый план в спектакле «Но́ра» выходит история главной героини: собственно, её глазами зритель и смотрит на происходящее в первой части. Второй акт – смена оптики: когда выдуманный, сконструированный в угоду окружающим мир Норы разрушен, приходится без «сказочных» фильтров наблюдать объективную реальность.

Дамир Сайранов, режиссёр: «Но́ра» – спектакль, в первую очередь, про человека, про его самосознание и выбор. Как найти своё место в системе? Возможно ли сохранить своё «я» в жестоких обстоятельствах этого мира? Мне кажется, единственный способ не дать контексту разрушить свою жизнь, – говорить друг с другом честно. И, что ещё важнее, – слышать друг друга».

Сюжет знаменитой пьесы Ибсена, написанной в 1879 году, «пересобирается» командой постановщиков по-своему: на сцене не история о положении женщины в обществе XIX века, а современный триллер, полный психологического подтекста, эмоциональных качелей и приёмов киномонтажа. Персонажи, решённые актёрами утрированно и гротескно; элементы физического театра, пронизывающие драматическую ткань; музыкальная канва, в которой сочетаются рок-хиты Muse и зонги в духе группы «Аффинаж»; световые картины, создающие напряжение хоррора, – всё это погружает зрителей в контекст вневременных человеческих трагедий, от которых каждому из нас так хочется себя спасти.

Продолжительность спектакля – 2 часа 20 минут с одним антрактом
Премьера состоится 27 июня 2024 года

Важная информация
• Возрастной ценз спектакля 18+. В соответствии с п. 7.1 ст. 11 436-ФЗ «О защите детей от информации» организатор мероприятия не имеет права пропускать несовершеннолетних зрителей на соответствующее мероприятие. В спорных вопросах организатор может попросить зрителя предоставить паспорт для подтверждения возраста
• В спектакле присутствуют сцены курения и обнаженные сцены
• В спектакле используется сценический дым. При наличии аллергии воздержитесь от покупки билетов на 1–3 рядах
• В спектакле звучит нецензурная лексика

В этом сезоне - в самом-самом его финале вишенкой на торт взгромоздился этот драматический шедевр 4х артистов на малой сцене ТТ. Драматизм оригинала они выкрутили на десятку. Превратив его даже в психологический триллер. Невероятно интересные находки… типа чёрные по локоть руки Крогстада… трюк с переодеванием. Монологи Норы и Кристины под софитами, идущие параллельно… Клинингом руками артистов в призыве покинуть зал на антракт. Перекур Степана Сопко на сцене в ожидании второй части. Мы все сходили подышать на улицу дымным воздухом. Наверное, впервые. Музыка Muse, барабанная палочка в конце. Столько действительно интересных находок. А переходы героев в обычных диалогах на дьявольщину в красном свете, отражающие драматизм и внутренний накал, который часто в обычной жизни скрывается за любезностями и внешне совершенно спокойным тоном. Потрясающе. Очень жизненная история. Браво молодым и талантливым ребятам!

Лена Несевря, зритель (г. Пермь)

Это было сильно!
Ребята, это осуществившие, невероятно круты!
Команда Пермский академический Театр-Театр в Сцена Молот снова залезли в голову и сердце и сделали там тесно от мыслей и эмоций. С утра занимайте очередь в кассу, выпрашивайте билеты у друзей, делайте, что хотите, но придите и ощутите то же, что и я!
Сперва у вас отпадёт челюсть от выхода прекрасной Анастасия Демьянец на сцену. Зачем эти 18+ понял только полностью переварив спектакль. Анастасия и Миша Меркушев сочно и жизненно показали неестественность и эмоциональную дистанцию пары, пытающейся казаться, а не быть. Анастасия новая пермская звезда. Когда на Московскую сцену?
А как классно показали близость и лёгкость отношений пары, когда в них искренность и прямота Степан Сопко и Эмилия Веприкова ! Даже в самой тяжёлой жизненной ситуации слушайте и цените любимого человека. Эмилия в жилетке и рубашке бомбическая!
А этот очаровательно надменный вид Степана на сцене во время антракта. Мега харизматичный парень.
На сцене и наивное безрассудство и жертвенность любящей женщины, и лицемерие, и боль утраты, и смелость полностью изменить свою жизнь, наплевав на осуждение всего мира.
Не хватает словарного запаса описать всë, что ребята создали и как это откликается во мне!
Особое уважение Дамир Сайранов, собравшему на сцене таких талантливых ребят и создавшему с ними Нóру.
ТТ в последние годы каждый раз приятно удивляет! Спасибо!

Андрей Родин, зритель (г. Пермь)

Сегодня на показ организовалась у нас целая компания, тем ценнее, что после спектакля было чем обменяться, а мнения, к слову, разошлись...
... постановка однозначно триггерит, как мне кажется, всех

Постараюсь, не раскрывая канвы спектакля сказать, что понравилось лично мне (и не только мне): вкусная во всех смыслах и фирмОвая сцена с тазом, дуэт с удушением (Настя его просто прожила), черные руки Крогстада, канонично сыгранный душнила супруг, абсолютно внеорбитная сцена с исполнением песни про речку, твинпиксовые вайбы, беззвучный крик, ну и после спектакля хотелось заорать: Настя, молодец, что кинула его)

Катерина Швецова, зритель (г. Пермь)

"Нора" - финальная премьера прошлого сезона Театра-Театра . Это спектакль, который уж точно не оставит равнодушным. Несколько суток спустя он выдаёт в памяти яркие кадры, звучит песней.

Именно кадры, потому что режиссёр и автор инсценировки Дамир Сайранов играет в кино. Длинная сцена экспозиции многое объясняет: куколка Нора (Анастасия Демьянец) не принадлежит себе, её жизнь обнажена перед мужем и людьми буквально. Её одевают, любят, воспитывают, носят на руках. "Счастье!" Но у нее есть секрет: несколько лет назад она подделала подпись, в тайне от мужа взяла в долг не у того человека, и теперь Крогстад (Степан Сопко) с усердием хичкоковского маньяка тянет человеческую душу из куколки Норы.

Очевидные киношные приёмы (монтаж, резкие смены кадров, саспенс) заменяют в действии классические театральные. Это не плохо, потому что театр и кино искусства синтетические. Но это иногда и не хорошо, потому что содержательные диалоги заменяются картинкой, лишая актёра возможности сыграть. Однако для кино визуальное предпочтительнее, поэтому принимается. В "Норе" часть текста заменяется ещё и пластическим театром, когда в сопровождении меняющихся света и музыки одни и те же реплики звучат совершенно по-разному. Радует, что режиссёр смело экспериментирует, ищет свой почерк, примеряя к себе стили и инструменты опытных коллег-классиков. (Не со всеми приемами соглашусь, но, наверное, каждый молодой режиссёр должен хотя бы одного актёра в своей карьере раздеть полностью. Браво Анастасии за смелость и спасибо зрителям за чуткость!)

В кино играют и персонажи невероятных Степана Сопко и Эмилии Веприковой (Фру Линне). Их сцена со сменой ролей выполнена тонко, с юмором, энергетически мощно и сбалансированно. Иногда даже страшно моргнуть и пропустить какой-то штрих. Они же вместе с Михаилом Меркушевым (Торвальд Хельмер) заполняют антракт, словно между съёмками случается перекур. Здесь, кстати, я и разглядела, что мы находимся на съёмочной площадке. Честно говоря, ждала, что Нора тоже выйдет покурить, но она всё ещё марионетка. Во 2 отделении её выволокут на сцену, чтобы после объяснения с мужем реальная жизнь содрала с неё грим, наряды, иллюзии и дала отвагу уйти из кукольного домика в мир чужих людей. Последняя сцена - отчаяние Торвальда, исполненное также кинематографически: он вытанцовывает всю свою боль в пучке света.
Стоп. Снято.

Теперь нужно обязательно сказать о музыке. Она разнообразна и к месту. Как и свет, музыка цементирует слагаемые спектакля в один монолитный объект, в страшную (по сути) историю обретения себя настоящей.
(Художник-постановщик, художник по костюмам – Ирэна Белоусова. Художник по свету – Евгений Козин. Музыкальное оформление – Дмитрий Смородин. Автор аранжировок – Анастасия Демьянец. Помощник режиссёра – Галина Самозванцева.) "Речка, речка, спрячь человечка" - кажется, сильнее точки уже не будет. Но - будет.

"Нора" - спектакль стильный, яркий, пугающий, оставляющий открытыми вопросы (например, что станет с детьми Норы, так ли уж ладно разрешён вопрос с Крогстадом, и как жить Торвальду). Это спектакль, где молодые актёры и режиссёр выкладываются на 300%. Интересно будет посмотреть ещё раз примерно через год, когда всё устоится, сыграется до автоматизма.
Рекомендую ли сходить? Безусловно.

Светлана Чекулина, зритель (г. Пермь)

30 августа на Сцене-Молот в ТТ вновь показали «Но́ру». Спектакль по мотивам широко известной пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», написанной в 1879 году. Тогда её называли «гимном феминизма», хотя речь в ней идёт о самых, казалось бы, элементарных правах человека, в которых женщинам тогда отказывали даже в «просвещенной» Европе.
Пьеса шла и идёт по всему миру, нередко именно под названием «Нора». В России её впервые поставил сам Мейерхольд в 1903 году, всего он осуществил целых восемь постановок! Экранизируют этот материал с 1922 года, есть советский фильм, снятый в 1980 году Ионом Унгуряну со звёздным составом актёров.

В ТТ этот спектакль сделан трудами талантливой театральной молодёжи, что особенно интересно, необычно и по-своему ценно. Немного где такое в принципе возможно.
Режиссёр – Дамир Сайранов
Нора – Анастасия Демьянец
Фру Линне – Эмилия Веприкова
Торвальд Хеммер – Михаил Меркушев
Крогстад – Степан Сопко

Первый спектакль был сыгран совсем недавно – 27 июня 2024 г.

Несмотря на то, что в гражданских правах мужчины и женщины теперь вроде бы равны перед законом, modus vivendi – дело другое… Разве перевелись те, кто женится лишь для того, чтобы иметь прислугу, куклу, чьи чувства, мысли, и вообще – жизнь, это то, во что «белый господин» вникать не обязан?! Это если мягко, по касательной… Иными словами, тема актуальная, а спектакль – приглашение к размышлению. Но, именно, приглашение. Делаю акцент на этом слове, так как идти и смотреть его никто, естественно, не принуждает. Соответствующая маркировка 18 + проставлена, и да, основания для неё есть. Но тут уж кто и что ищет в театре. Кому-то важнее смыслы, кому-то эстетика…

Если тезисно, я увидел следующее:
Интересную, талантливую работу. Респект всей постановочной группе!

Прекрасных актрис Анастасию Демьянец и Эмилию Веприкову – восходящих звёзд музыкального театра в драматических ролях. Здесь я ещё раз оценил, насколько хорошо их обучили, как они красивы и потрясающе талантливы! В актёрской профессии они умеют практически всё и сверх того.

Зрительским открытием для меня стали также молодой, но уже подающий большие надежды режиссёр Дамир Сайранов и замечательный актёр Михаил Меркушев. Очень рад был увидеть на сцене актёра Степана Сопко, которого помню юным премьером Пермского ТЮЗа. Теперь он зрелый мастер.

Отдельный вид искусства – работа гримёра Екатерины Гореславец!
Очень красивые костюмы Ирэны Белоусовой. Неизменно радует работа художника по свету Евгения Козина. Интересное музыкальное оформление сделал Дмитрий Смородин. Ни одного спектакля не бывает без нелёгкой и ответственной работы помощника режиссёра – здесь спасибо Галине Самозванцевой.

Итого: можно дискутировать о степени раскрытия авторского замысла, средствах выразительности и т.п. Для меня очевидно главное – артисты великолепные!!! То, что они показали – искусство. «Зри в корень» - говорит нам А.С. Шишков.

Мне же после спектакля остаток вечера пелся Пролог из оперы Леонковалло «Паяцы». Там звучит такой призыв главного героя, обращённый к зрителям:
«Синьоры! Забудьте лишь на краткий миг, что перед вами комедианты!
В души наши вы загляните! Там вы себя найдёте… свою боль и радость…»

Спасибо, Пермский академический Театр- Театр ! Браво, прекрасные артисты!

Павел Шевцов, зритель (г. Пермь)