06 Марта 2019

«8 женщин» одной Елены Старостиной

Статусная Анна Шерер, беззащитно-трогательная Ольга Павловна, влиятельная Турусина, женственная Габи, готовая на преступления Элоиза, жизнеутверждающая Голда и поглощенная материнской любовью Ханна. Всех этих героинь спектаклей Театра-Театра объединяет одна женщина – заслуженная артистка России Елена Сергеевна Старостина. 

Елена Сергеевна работает в Театре-Театре с 1982 года и за это время сыграла не один десяток ролей. Накануне весеннего праздника мы попросили ее рассказать о 8 женщинах – 7 сценических героинях и той одной, которой она является в жизни. 

1. АННА ПАВЛОВНА ШЕРЕР («Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой») 

бал.jpg

Моя героиня – Анна Павловна Шерер – фигура статусная: ей выпадает честь открывать бал вместе с императором. Фрейлина относится к разряду тех женщин, которые любят все и всех знать, разбираться в политике, держать все «нити» в своих руках, давать советы и влиять на судьбы – пусть не всего человечества, но хотя бы Пьера, Наташи, Андрея Болконского... Образ Анны Павловны – это, по сути, не роль, а некий знак, концентрированный символ женщины высокого статуса. Замечательные костюмы, прекрасный антураж – в этом спектакле мне всегда приятно участвовать. А если удается попасть в правильное состояние, то я чувствую себя на балу так же сказочно и легко, как наши зрители! 

2. ЭЛОИЗА («Монте Кристо. Я - Эдмон Дантес»)

монте кристо1.jpg

Элоиза – вторая жена прокурора Вильфора, который оказался в центре интриги, связанной с Эдмоном Дантесом. Как мать единственного сына, она решает отравить других детей прокурора, чтобы ее ребенок получил все наследство. Жанр мюзикла не предполагает создание развернутого образа: Элоиза появляется всего в двух эпизодах. В одном музыкальном номере она заявляет о желании завладеть секретом ядов, в другом, испугавшись возмездия, уже отправляет себя и сына на тот свет... Сыграть столь драматический сюжет в очень коротком формате трудно, но яркий музыкальный материал помогает зрителям прочувствовать всю противоречивость моей героини. 

3. ГАБИ («8 женщин»)

8 женщин (2).jpg

Габи – очень интересный в плане актерской игры персонаж. Жена убитого Марселя, главная наследница, мать двух дочерей и хозяйка дома, полного родственников. Многие линии сюжета сходятся к ней, и этим она напоминает Анну Павловну Шерер, хотя последняя, в отличие от Габи, совсем не показана в спектакле с женской стороны. 

Габи же – до глубины души женщина. У нее есть и история с мужем, и история с любовником. Да, она не прочь чем-то или кем-то управлять, но хочет оставаться при этом женщиной – манкой, красивой, востребованной, желанной. И это у нее прекрасно получается! 

4. ХАННА («Карлик Нос»)

Карлик.jpg

Чудесная, прекрасная, замечательная, добрая мама Якоба, которая невероятно любила своего сына, потеряла его и теперь мучается от горя и чувства вины… Так как это мюзикл, драматическую историю героини я рассказываю всего в нескольких песнях, но зрители легко читают образ благодаря музыке, визуальному ряду, режиссуре. Вот Ханна молодая и красивая, сын рядом, жизнь полна ярких красок. Вот она убитая горем, потерянная и одинокая женщина, которая 8 лет бродит по темному миру в поисках своего ребенка… И вот, наконец, надежда на спасение – яркий счастливый финал. 

В мюзикле «Карлик Нос» Ханна – воплощенное материнство в самом лучшем, всеобъемлющем смысле этого слова. Такие благодарные роли всегда очень приятно играть. 

5. ГОЛДА («Поминальная молитва»)

Поминальная молитва.jpg

«Поминальная молитва» – материал масштабный, драматический. За 3,5 часа зрители успевают хорошо познакомиться с женой бедного молочника Тевье Голдой, увидеть 5 ее дочерей, разобраться во всех семейных взаимоотношениях и искренне полюбить мою героиню. Сцену смерти Голды зал не может смотреть без слез. Драматизм, красота и мощь последнего монолога в том, что, умирая, героиня говорит не о смерти, а о новой жизни – появлении на свет внучки. Она ведет роды дочери и как будто отдает свою душу взамен на душу ребенка: остановилось ее дыхание – и в этот момент закричала малышка. Голда – одна из любимых моих «женщин», потому что драматические роли такого свойства не часто бывают в жизни актрисы. 

6. ОЛЬГА ПАВЛОВНА («Чужой ребенок»)

Чужой ребенок.jpg

Этот материал можно было назвать не «8 женщин…», а «8 матерей Елены Старостиной», потому что, пожалуй, только Анна Шерер не была матерью (смеется). Мать Мани Ольга Павловна, как и ее супруг, «из бывших», дореволюционных (пьеса написана в 30-х годах). Молодежь уже вовсю строит новый мир, а она держится за свои блюдца, чашечки, книги, музыку и пребывает в полной растерянности, как же теперь жить. 

Ольга Павловна – беззащитно-трогательное существо. Она пытается хозяйничать в своем мирке, управлять мужем, дочерью, домом, но при этом чувствует свою беспомощность и слабость. Это такая пожилая женщина-ребенок, легкая, звонкая, нежная. Она искренне любит своего ребенка, но на первый план в образе выходит не материнство, как у Ханны, например, а именно эта растерянность перед новым течением жизни. Ольга Павловна близка многим современным людям: можно сказать, что и я сейчас «из бывших»: порой теряюсь в быстро меняющемся мире и не понимаю, как управляться с детьми, которые совершенно по другому мыслят, двигаются, растут. Все меняется так быстро... Не имеет значения, что пьеса «Чужой ребенок» была написана почти 100 лет назад – она актуальна! 

7. ТУРУСИНА («На всякого мудреца довольно простоты»)

На всякого мудреца.jpg

В отличие от амбициозного Глумова, который лишь пытается стать своим в высшем свете, Турусина – центр, «дирижер» и вершина этого мира. Даже сценография построена так, что героиня постоянно находится в центре невероятно красивых декораций. Разумеется, к женщине с таким статусом постоянно обращаются с просьбами, а она позволяет себе все решать медленно, основательно, спокойно, никуда не торопиться и ни о чем не переживать. Как верно подметил театральный критик, Турусина разговаривает с сегодняшней чиновничьей интонацией: тоном все знающего, все понимающего человека, от которого многое зависит. В этом и юмор роли, и интерес ее для меня. 

Кстати, по замыслу режиссера, три женских персонажа пьесы – Машенька, Мамаева и Турусина – это ипостаси одной женщины. Юная Машенька потом станет светской львицей Мамаевой, которая находится в том прекрасном возрасте, когда она может управлять мужчинами по-женски, а после превратится в Турусину, которая утратила женские чары и сильна только с позиции власти. 

8. ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА СТАРОСТИНА (реальная жизнь)

портретная1.jpg

Мои сценические героини такие разные, но схожи они в одном – их объединяет сильная харизма, воля, некая властность, желание и возможность иметь в руках те самые нити, которыми можно управлять людьми и миром. Все эти женщины мне чем-то дороги, но все они не Я. Хотя в каждой из них есть масса черт, которые есть у меня. Я с большим удовольствием играю «Поминальную молитву», потому что любой женщине в определенное время есть что сказать о материнстве, страхах, жизни. Но в комедийных ролях – Габи и Ольги Павловны – мне тоже комфортно. 

Все эти персонажи объединяет одна женщина – это я. Все они во мне живут, так или иначе, и в этом объеме, в этой смене образов – мой профессиональный и человеческий интерес. 

Признаться, в реальной жизни я достаточно ленивая, но при этом целеустремленная женщина. У Бомарше хорошо сказано: «трудолюбивый по необходимости, и ленивый до самозабвения». Это про меня. Я с детства что-нибудь «двигала», придумывала, развивала, изучала. Например, через 3 года после окончания театрального училища мне стало скучно, и я поступила в университет на исторический факультет. Я активна, но при этом больше ориентирована на свое положение не в обществе, а в мире. 

Внутри каждой женщины все так намешано! Сказать, что во мне главное – деятельность… Да, наверное. У меня уже взрослый сын и кошке 20 лет. Я могу позволить себе заниматься тем, что приносит людям пользу и доставляет радость мне, но пока не на 100% это делаю, потому что связана обязательствами с театром, с людьми, с «Домом актера». Но что я делаю на 100%, так это получаю от жизни удовольствие! 

С 8 МАРТА, ПРЕКРАСНЫЕ ЖЕНЩИНЫ!
Каждая из нас играет в жизни много ролей, и пусть в любой из них вам будет хорошо, комфортно, уютно. Будьте счастливы дома, получайте удовольствие на работе, наслаждайтесь вниманием мужчин, любовью и успехом своих детей. Желаю, чтобы счастье поселилось в каждом уголке вашей женской души!

Благодарим за интервью Елену Сергеевну Старостину, заслуженную артистку России, артистку Театра-Театра, преподавателя мастерства актера в Государственном хореографическом училище, зам. председателя правления Пермского отделения Союза Театральных Деятелей, директора Дома Актера ПО СТД РФ. 



Скоро на сцене
24, 26, 26 марта, 28, 28 апреля, Большая сцена
Бременские музыканты
26, 30 марта, 12 апреля, 12 мая, Сцена-Молот
Премьера: Маленькие трагедии. Часть первая