АРТИСТ, РОЖДЁННЫЙ ДЛЯ КРУПНЫХ ВЕЩЕЙ
8 декабря празднует юбилей заслуженный артист России Олег Петрович Выходов. 75 лет – прекрасный возраст! Сегодня юбиляр любим не одним поколением пермской публики, обласкан критикой и прессой, имеет почётное звание и достойные награды… А сколько прожито и пережито за эти годы на сцене и за её пределами – и не упомнить. Но мы постараемся познакомить вас с самыми яркими событиями жизни этого удивительного человека и выдающегося артиста.
Олег Петрович Выходов родился в городе Капрешты Флорештского района Молдавской ССР. Любовь к театру пришла к будущему заслуженному артисту ещё в детстве, когда старший брат привёл его в самодеятельную студию при тираспольском дворце культуры. Олег Петрович до сих пор с теплом вспоминает своих первых педагогов, супругов Сергея Ивановича и Елену Ивановну Лавсуть, ведь именно они открыли для него чарующий мир театрального искусства.
Олег Выходов в роли Скалозуба («Горе от ума», 1985). Фото из архива ТТ.
«ЩУКА»
Интересно, что свою трудовую биографию большой артист начинал с очень неожиданных ролей: ему довелось поработать на плодоконсервном заводе, заводе автоприцепов, в «Союзпечати» и городском доме культуры (в качестве художника-оформителя). Но мечта и цель была одна – выучиться на актёра, да непременно в столице! Однако наивный абитуриент не ожидал конкурса около 400 человек на место и конкуренции с москвичами, которые видели все премьеры во всех театрах. К чести более опытных поступающих, они дали молодому Олегу Выходову бесценный совет принести документы в разные вузы.
В МХАТ поступить не удалось. В ГИТИСе Андрей Александрович Гончаров, выбирая между Олегом Выходовым и Игорем Костолевским, взял последнего. Из Щепкинского училища после первого тура абитуриент ушёл сам – не то, не тянуло. Кумиры – Ульянов, Яковлев, Лановой, Ливанов – были из «Щуки». Первое прослушивание не сложилось, но Выходову удалось показаться вновь. Отсматривал пожилой актёр Виктор Григорьевич Кольцов, который в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» играл денщика Шурочки. Большой, наивный, добрый человек – вспоминает Олег Петрович. Кольцов честно сказал, что не знает, стоит ли пропускать абитуриента в следующий тур. Выходов сказал: вы только пропустите, а дальше моё дело. И слово своё он сдержал.
Годы учёбы – источник целой россыпи удивительных историй. К примеру, однажды Олег Выходов со своими сокурсниками готовил этюд. Играл он Лёву Задова – известного одессита, в будущем соратника Нестора Махно. Как понять, прочувствовать, «поймать» одесский дух? Преподаватель по мастерству актёра Владимир Григорьевич Шлезингер устроил студентам встречу с Леонидом Утёсовым, который пригласил молодёжь к себе домой! Обаяние великого артиста и полное отсутствие снобизма поразило Выходова. А уж когда хозяин дома достал гитару XVII века и стал исполнять на ней куплеты об Одессе…
Олег Выходов в роли Мужа, Лидия Мосолова в роли Клары («Визит дамы», 1979). Фото из архива ТТ.
И СНОВА ПРОВИНЦИЯ
На курсе Олег Петрович и познакомился со своей будущей супругой – Лидией Аникеевой. Она приехала из небольшого украинского посёлка. А в те времена, к сожалению, чтобы после выпуска из училища устроиться в московский театр, нужна была московская прописка. Из Перми приехал посмотреть на молодёжь режиссёр Иван Тимофеевич Бобылёв – и позвал в свой театр тех, кто ещё «не определился». Так в Пермь в августе 1973 года приехало 11 человек – целый «десант» из Щуки, Щепки, ГИТИСа. В это число вошли и Олег Петрович с Лидией Александровной. И если ей сразу давали роли молодых героинь, то Выходов первое время играл в сказках и выходил на сцену в очень скромных ролях. Это было больно – иногда буквально.
Олег Выходов в роли Сорокина («Аморальная история», 1980). Фото из архива ТТ.
Олег Петрович вспоминает такой случай из своей творческой биографии: играли «Василису Прекрасную», он Змей Горыныч. Утащил злодей красавицу в своё логово и улёгся отдыхать прямо на сцене. Дети в зрительном зале, желая защитить Василису, стали… обстреливать злодея из рогаток! Больно было по-настоящему, но гораздо важнее то, что роль получилась по-настоящему правдивой – а именно правды всегда требовал от своих артистов Иван Тимофеевич.
И всё-таки однажды молодой артист, которому перестали давать роли, не выдержал и пошёл к худруку: с обидой спросил, чем он Бобылёву не подходит и не стоит ли подыскивать другой театр. Иван Тимофеевич положил руку ему на плечо и ответил: «Вы рождены для крупных вещей. Ваше время ещё не пришло. Оно придёт, когда Вам будет далеко за тридцать».
И вот почти через 10 лет в Пермской драме ставили «Дядю Ваню». Роль Астрова – крупная работа, которую доверяют только настоящим мастерам сцены, – оказалась какой-то про́клятой: целых два назначенных артиста по разным причинам не смогли сыграть. Худсовет решил отдать роль Олегу Выходову. Год спустя, 8 июня 1989 года, Олегу Петровичу было присвоено звание заслуженного артиста России.
Олег Выходов в роли Астрова («Дядя Ваня», 1986). Фото из архива ТТ.
Нашему театру Олег Петрович сохраняет верность уже 51 год, причём успел проявить себя в разных ипостасях. Так, много лет на нашей сцене шёл спектакль «Скоморошьи сказки», в котором он выступил как драматург, режиссёр и артист. Также своё мастерство Олег Петрович передаёт молодым: он являлся педагогом актёрского мастерства, доцентом Пермского государственного института искусства и культуры и выпустил два актёрских курса. Некоторые ученики Выходова успешно работают со своим мастером на одной сцене, иные – в других городах России.
РОЛИ
За более чем полвека на сцене нашего театра Олег Петрович Выходов сыграл около 90 ролей:
А этот выпал из гнезда – Вождь
Автобус – Антон
Адриенна – Принц Бульонский
Адская машина – Тирезий
Алые паруса – Хор
Аморальная история – Сорокин
Амфитрион – Созий
Анна Каренина – Алексей Александрович Каренин
Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой – Граф Илья Андреевич Ростов
Бесприданница – Гаврило, клубный буфетчик, содержатель кофейной на бульваре
Божьи коровки возвращаются на землю – Кулёк
Бременские музыканты – Разбойник, горожанин
В день свадьбы – Салов
Валентин и Валентина – Бухов
Варвары – Макаров
Василиса Прекрасная – Змей-Горыныч
Вдовий пароход – Фёдор
Великий государь – Чернец
Визит дамы – Муж
Виндзорские насмешницы – Слендер
Винил – Матрёшка
Вишнёвый сад – Трофимов
Владимирская площадь – Маслобоев
Возможны варианты – Тип из Мневников
Волки и овцы – Горецкий
Враги – Конь
Гамлет – Злодей
Географ глобус пропил – Толян
Голубая комната – Аристократ
Горе от ума – Скалозуб
Деревня умирают стоя – Нищий
Джентльмен – Остужев
Джулия Фарнезе – Николо
Догвилль – Томас Эдисон-старший
Доктор Живаго – Приват-доцент
Дом Бернарды Альбы – Мария Хосефа, мать Бернарды
Дульсинея Тобосская – Жених Альдонсы
Дядя Ваня – Астров
Егор Булычов и другие – Трубач
Женись и управляй женой – Леон
Зинуля – Петренко
Испанский священник – Бартолус
Калигула – Мерея
Карлик Нос – Король
Квадрат – Режиссёр
Квест «Снежная королева» – Бабушка
Коварство и любовь – Вурм
Конец игры – Нагг
Королевские цветы – Король
Кукольный дом – Крогстад
Лекарь поневоле – Жеронт
Летучий корабль – Водяной
Маскарад – Казарин
Маузер – Б (человек)
Месяц в деревне – Гувернёр Коли
Мигрировала Соль На Сицилию Регистрировать Фамилию – Доктор
На бойком месте – Павлин
Наваждение – Беляков
Нежданный друг – Мишель Старо
Остров сокровищ – Черный пёс
Подари мне лунный свет – Сорокин
Поднятая целина – Разметнов
Последний срок – Степан Харчевников
Постоянная жена – Керсал
Протокол одного заседания – Черник
Разгром – Метелица
Реквием по Гренаде – Санчес
Ричард III – Лорд Стэнли
Сатурн – князь Николай Андреевич Болконский; следователь
Сельская любовь – Станек
Сердце не камень – Каркунов
Синие кони на красной траве – Христов
Сирано де Бержерак – Брисайль
Слон – Митя
Собачье сердце – Борменталь
Тарелкин’ Dream – Варравин, Полутатаринов
Трехгрошовая опера – Мэкк-Нож
Три соловья, дом 17 – Пепи
Украденное счастье – Михайло
Усвятские шлемоносцы – Недригайлов
Учитель танцев – Бельярдо
Хозяйка гостиницы – Альбафьорит, Фабрицио
Честный авантюрист – Дон Филиберто
Чехов в Ялте – Чехов
Чужой ребёнок – Сергей Петрович Караулов
Шельменко-денщик – Шельменко
Школа жён – Арнольф
Шум за сценой – Гарри
Я тоже хочу на бал – Носильщик
Олег Выходов в роли Вождя Вэтла («А этот выпал из гнезда», 1985). Фото из архива ТТ.
НАГРАДЫ
Олег Петрович Выходов завоевал не только крепкую любовь публики и безусловное уважение коллег, но и целый ряд почётных наград:
• Диплом Всероссийского смотра спектаклей по произведениям Максима Горького
• Диплом VI театрального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга — детям»
• Диплом XL-го областного смотра «Театральная весна», 1988 г.
• Диплом лауреата VI областного театрального фестиваля «Волшебная кулиса», г. Пермь, 2001 г. – «Лучшая роль второго плана» (морской офицер Сорокин), спектакль «Подари мне лунный свет»
• Почётная грамота СТД РФ за большой вклад в развитие театрального искусства, 2002 г.
• Почётная грамота Министерства культуры и массовых коммуникаций России, 2006 г.
• Благодарность председателя Законодательного собрания Пермского края, 2017 г.
• Диплом лауреата XV краевого фестиваля-конкурса профессиональных театров Пермского края «Волшебная кулиса» (2019 г.) – «Лучший драматический дуэт» в спектакле «Конец игры»
• Также отмечен многочисленными дипломами, почётными грамотами и благодарственными письмами Пермского отделения Союза театральных деятелей России, Профсоюза работников культуры Пермской области, Департамента культуры и искусства Пермской области
• Медаль «Во славу и развитие Перми», учреждённая к 300-летию краевой столицы, 2023 г.
Олег Выходов в роли Режиссёра («Квадрат», 2022). Фото Никиты Чунтомова.
С юбилеем, дорогой Олег Петрович! Пермь вам рукоплещет, Театр-Театр вами гордится. Ваш творческий путь – это пример настоящей преданности театральному искусству. Ваш талант блистает множеством граней, и каждая из-них уникальна. Пусть впереди будет ещё много ролей, которые принесут вам чистое актёрское счастье, а зрителям – незабываемые эмоции. Поздравляем!