15 декабря 2021
«БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ» В РОССИЙСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В отечественном культурном пространстве главной экранизацией сказки братьев Гримм, повлиявшей на все последующие, стали мультфильмы «Бременские музыканты» (1969) и «По следам бременских музыкантов» (1973). Например, скульптуры бременских музыкантов, расположенные в Санкт-Петербурге, Красноярске, Сочи, Липецке и Хабаровске, представляют собой именно героев отечественного мультфильма.
ГОЛОСА МУЛЬТФИЛЬМА
Олег Анофриев
У студии «Союзмультфильм» не было технических возможностей записать музыку так, как её задумал композитор, и Юрий Энтин, работавший тогда редактором фирмы «Мелодия», договорился записывать музыку в её студии. Так как студия была постоянно занята, запись удалось назначить только на 12 часов ночи. К назначенному времени явился только Олег Анофриев. В ночи вызвонили певицу Эльмиру Жерздеву и поэта Анатолия Горохова: она пела за Принцессу, а он – за музыкантов (знаменитое ослиное «Е-е-е-е-е!» принадлежит именно ему). Принял участие в записи и Геннадий Гладков: его голосом Король в песне охраны произносит фразу «Большой секрет!». А Олег Анофриев оказался настолько талантливым имитатором, что смог воплотить образ не только Трубадура, но и Атаманши, Короля, охранника с пушкой, а также подарить совершенно разные голоса персонажам ансамбля.
МУЛЬТ-МЮЗИКЛ
Авторы сценария мультфильма 1969 г. Василий Ливанов и Юрий Энтин изменили сюжет сказки: в мультфильме отсутствует история побега животных от хозяев, но появляются Трубадур, Принцесса, Король и другие персонажи, а действие начинается с представления музыкантов на площади перед дворцом.
Основу мультфильмов составляют песни Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина. Они выразительны, полны юмора и точно характеризуют поющих персонажей. Прежде чем за дело взялись художники, на студии были записаны все песни. Голос Атаманше должен был подарить Зиновий Гердт, Трубадуру – Олег Анофриев. Приглашён был квартет «Аккорд»: солистка Зоя Харабадзе назначена Принцессой, а остальные участники ансамбля – музыкантами.
Олег Анофриев
У студии «Союзмультфильм» не было технических возможностей записать музыку так, как её задумал композитор, и Юрий Энтин, работавший тогда редактором фирмы «Мелодия», договорился записывать музыку в её студии. Так как студия была постоянно занята, запись удалось назначить только на 12 часов ночи. К назначенному времени явился только Олег Анофриев. В ночи вызвонили певицу Эльмиру Жерздеву и поэта Анатолия Горохова: она пела за Принцессу, а он – за музыкантов (знаменитое ослиное «Е-е-е-е-е!» принадлежит именно ему). Принял участие в записи и Геннадий Гладков: его голосом Король в песне охраны произносит фразу «Большой секрет!». А Олег Анофриев оказался настолько талантливым имитатором, что смог воплотить образ не только Трубадура, но и Атаманши, Короля, охранника с пушкой, а также подарить совершенно разные голоса персонажам ансамбля.
МУЛЬТ-МЮЗИКЛ
По замыслу создателей «Бременские музыканты» должны были стать «мульт-мюзиклом», в котором литературная составляющая подчиняется музыке и действию:
«Основой для музыкального мультипликационного фильма лучше было взять простую и хорошо знакомую сказку, чтобы сюжет был понятен из действий героев. И вместо повествований все силы направить на создание музыкальных образов героев. <…> Мы пришли в ужас от этой сказки. Ну что это за сюжет: четверо пенсионеров-животных бродят по миру, встречают разбойников, пугают их и поселяются в их домике?! Но зато это ещё не экранизировали, да и герои – музыканты! Поэтому решили работать всё-таки над этим материалом».
Инесса Ковалевская, режиссёр мультфильма «Бременские музыканты»
ОБРАЗЫ ПЕРСОНАЖЕЙ
Первый вариант эскизов художника Макса Жеребчевского режиссёра не удовлетворил: герои не соответствовали ни ее видению персонажей, ни музыкально-поэтическому материалу. Новый образ появился случайно:
«Как-то я листала один зарубежный журнал и увидела там блондина с прической под “Битлз” в джинсах. Показала фотографию художнику, и тут же возник наш будущий Трубадур. В этом же журнале подглядела девочку в коротком красном платьице, решили из нее сделать Принцессу».
Инесса Ковалевская, режиссёр мультфильма «Бременские музыканты»
Когда появились новые Трубадур и Принцесса, придумать остальных персонажей не составило труда – всех, кроме разбойников. Образ довольно распространённый, а вот «своими» их сделать никак не получалось. На студии объявили негласный конкурс, рисовали огромное количество вариантов, но всё было не то – пока однажды редактор Наталья Абрамова не принесла календарь с фотографиями троицы Вицина, Моргунова и Никулина. Из их образов в фильме «Кавказская пленница» и родились те самые разбойники для мультфильма.
1973 ГОД: ПРОДОЛЖЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА
Мультфильм «Бременские музыканты» был горячо принят зрителями всех возрастов. Постепенно речь зашла о продолжении. В качестве режиссёра выступил Василий Ливанов. Главных героев немного «перерисовали» и «переозвучили», ведь с момента окончания первого мультфильма прошло время. Трубадур стал более взрослым и вокально скорее «баритонистым», поэтому озвучить его пригласили Муслима Магомаева. Геннадий Гладков, в прошлом озвучивший лишь одну фразу Короля, во второй части спел его целиком. Мультфильм «По следам Бременских музыкантов», благодаря которому зрители получили получение любимой истории и нового персонажа – гениального сыщика, – вышел в 1973 году.
2000 ГОД: НОВЫЕ БРЕМЕНСКИЕ
В 2000 году появилась третья часть мультфильма – «Новые Бременские», вновь от команды Энтин – Ливанов – Гладков. Режиссёром мультфильма стал Александр Горленко. Героев озвучивали звёзды российской эстрады: Михаил Боярский (Король), Надежда Бабкина (Атаманша), Филипп Киркоров (Трубадур), Сергей Пенкин (Петух), Сергей Мазаев (Пёс). Одного из героев вновь озвучил композитор Геннадий Гладков – на этот раз Кота. Однако мультфильм был встречен критически как широкой аудиторией, так и профессиональной критикой.
В этом музыкальном мультфильме во всех песнях в том или ином объёме используется музыкальный и поэтический материал первой и второй частей, а также присутствуют перерисованные сцены из них. Также мультфильм получился гораздо более «взрослым», чем предыдущие части (один «Банк Бяки-Буки», которым владеет Атаманша, и его аббревиатура «БББ», напоминающая финансовую пирамиду «МММ», чего стоит). Главным героем становится сын Принцессы и Трубадура, не желающий учиться классической музыке и сбегающий от родителей.
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ
В 2000-м году, кроме мультфильма, появляется ещё одна адаптация сюжета о «Бременских музыкантах», в которой главной темой являются отношения «отцов и детей». Это полнометражный игровой фильм «Бременские музыканты & Co», в котором Александр Абдулов впервые выступил в качестве режиссёра. Этот фильм представляет собой диалог актёров – родителей (исполнявших в прошлом роли бременских музыкантов в театре) и детей – о любви, свободе и творчестве. В этом фильме снимались целыми семьями: Трубадура-старшего сыграл Олег Янковский, а младшего – его сын Филипп Янковский; Пса-старшего – Александр Лазарев, его супругу – Светлана Немоляева, а Пса-младшего – Александр Лазарев-младший. Снимались в этом фильме также Михаил Пуговкин, Анастасия Вертинская, Спартак Мишулин, Александр Адабашьян, Семён Фарада, Александр Збруев и другие.
Лирическая ностальгия «отцов» по идеалам их юности насытила фильм культурными реминисценциями. Так, одна из сцен побега Трубадура и Принцессы из дворца отсылает к картине Марка Шагала «Над городом» (1918), а в финале фильма один из воздушных шаров, на котором улетают герои, напоминает жёлтую подводную лодку – Yellow Submarine группы The Beatles.
ПЛАСТИНКИ И СПЕКТАКЛИ
Одновременно с мультфильмами в 1969 и 1973 гг. появились пластинки с развёрнутым текстом «от автора». Его создал Василий Ливанов. Вместе с песнями из мультфильмов этот текст лёг в основу театральных постановок о бременских музыкантах, которые можно назвать мюзиклом для детей. Первой стала постановка И. Владимирова в театре им. Ленсовета «Трубадур и его друзья» (1974), где роль Трубадура первым исполнил М. Боярский, Принцессы – Л. Луппиан, Атаманши – А. Фрейндлих.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...