19 декабря 2019
И вновь на сцене ТТ Пушкинские трагедии
16 декабря на «Сцене-Молот» состоялась премьера спектакля Бориса Мильграма «Каменный гость» (16+), а на следующий день, 17 декабря, трагедии «Пир во время чумы» (16+) режиссера Марка Букина. Стоит отметить, что в прошлом сезоне на суд зрителей была представлена постановка «Маленькие трагедий. Часть первая» (16+), состоящая из трагедий А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери». Таким образом, сейчас в репертуаре малой сцены Пермского академического Театра-Театра есть все четыре произведения цикла коротких пьес, написанных великим классиком в Болдино в 1830 году.
СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСТАНОВЩИКИ, ВДУМЧИВАЯ ПУБЛИКА
В постановочной группе новых проектов – как молодые представители театрального искусства, так и опытные участники. Автор спектакля «Каменный гость» – именитый Борис Мильграм, неоднократный номинант и лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» и др. Режиссер «Пира во время чумы» – Марк Букин, неоднократный обладатель грантов СТД на реализацию спектаклей, участник творческой лаборатории Ю. Н. Бутусова. Костюмы и художественное оформление сцены в обоих постановках создала Ирэна Белоусова, лауреат «Золотой Маски». Художник по свету – Илья Пашнин, номинант на «Золотую Маску» 2019 года. Композитор – Андрей Платонов, соавтор иммерсивных спектаклей «Location» и «Зона Голоса. Пермь 37». В постановке «Каменный гость» также задействован видеохудожник ТТ Петр Марамзин.
На обе премьеры были приглашены особенные зрители: коллеги постановщиков, студенты театральных курсов, а также постоянные посетители Театра-Театра, которые за последние полгода посмотрели больше всего спектаклей. Каждый из гостей получил собственное, но однозначно яркое впечатление от увиденного.
«КАМЕННЫЙ ГОСТЬ»: ИГРОВОЙ ТЕАТР С ФИЛОСОФСКИМ ПОСЛЕВКУСИЕМ
По сюжету трагедии, Дон Гуан, бритер, бон виван, ненасытный обольститель дам, видит на кладбище вдову убитого им командора и пытается ее соблазнить, причем прямо на могиле, куда девушка ежедневно приходит оплакивать супруга. Он добивается свидания с Доной Анной и осмеливается пригласить на нее памятник командора. К удивлению дерзкого обольстителя, каменная статуя приходит...
«Каменный гость» Бориса Мильграма – история про то, как человек, ослепленный страстью и амбициями, бросает вызов божественной силе – смерти. Это не история про героя-любовника и вечного обольстителя. Неслучайно в версии Бориса Мильграма Дон Гуана играет не юноша, а довольно зрелый мужчина, блистательный артист Михаил Чуднов. Его персонажу не интересны приключения простого смертного. Он уже находится на другой границе взаимоотношений с миром. Он хочет быть больше, чем человек, больше, чем кто-либо из живущих на земле. Пытаясь нарушить границы дозволенного, Дон Гуан заканчивает свой путь трагично, проваливаясь в Царство смерти.
Присутствующие на премьере зрители отметили оригинальное, очень яркое и декоративное оформление спектакля (сценография и костюмы – Ирэна Белоусова), режиссерские находки, позволяющие ловко сочетать и элементы клоунады, и серьезную философскую драму, а также запоминающиеся роли Михаила Чуднова (Дон Гуан), Сергея Деткова (Дон Карлос, Монах, Статуя) и молодой актрисы труппы Натальи Федоткиной (Лаура).
«ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ»: В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ – ЗВУК И ТЕМНОТА
«Пир во время чумы» – последняя пьеса из цикла «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина – ставилась не одним режиссером, но обычно авторы делали акцент на визуализации самого пира, сцен празднования и веселья. Режиссер Марк Букин обратил внимание зрителей на другое – на Чуму, то есть на саму Смерть. В городе свирепствует чума. Посреди смерти, страха и всеобщей скорби молодые люди во главе с председателем Вальсингамом собираются на пиршество. Вакханалия во мраке чумного города – что это? Кощунство и чудовищное надругательство над «ужасом священных похорон»? Или смелая попытка разогнать тьму, победный гимн жизни и силы человеческого духа? Спектакль «Пир во время чумы» интересен авторской трактовкой классики, а также поиском нового театрального языка, способа новых коммуникаций со зрителем. По задумке режиссера, основной формой взаимодействия с публикой стал звук и темнота.
Перед показом режиссер Марк Букин обратился к зрителям с просьбой не просто перевести телефоны в беззвучный режим, но выключить их совсем, потому что любой дополнительный источник света, в том числе свет экрана, мог нарушить концепцию и помешать впечатлению. К слову, погружение гостей в темноту началось еще в фойе, где пока собиралась публика, царил непривычный полумрак.
Зритель «Пира во время чумы» был лишен привычной «картинки»: значительная часть действия происходила в почти абсолютной темноте. Что это дало? Поклонники театрального искусства смогли прикоснулся к необычному, максимально иммерсивному формату, остающемуся на территории драматического искусства. Сочетание профессионального саунд-дизайна с живой актерской игрой подключило к процессу восприятия не только сознательный интеллект, но и разум эмоциональный. Погрузившись в ощущения страха и присутствия некой невидимой, «создающей» спектакль силы, зритель смог почувствовать на самом себе контекст, в который Пушкин поместил своих героев, и, возможно, открыл для себя дополнительные смыслы пушкинского текста.
В спектакле Марка Букина задействован талантливый актерский состав: роль председателя исполнил Михаил Чуднов, Луизы – Наталья Федоткина, молодого человека – Михаил Меркушев, Мери – Кристина Баженова, священника – Илья Линович. Звуковую партитуру создавали Андрей Платонов (композитор спектакля), Антон Колбин и Наталья Хусаинова.
Оба спектакля – «Каменный гость» Бориса Мильграма и «Пир во время чумы» Марка Букина – объединяет попытка режиссеров вскрыть новые смыслы в текстах трагедий Пушкина посредством разнообразного театрального языка. Получился символичный диалог очень разных художников. Как и в жизни, главные герои пушкинских трагедий встают перед выбором, перед пониманием границ дозволенного, которые они переступают. И каждый из постановщиков стремился показать зрителям, что происходит в итоге нарушения этих границ, подтолкнуть к размышлению о человеке, жизни, смерти… И, как нам кажется, это удалось и Борису Мильграму, и Марку Букину.
Фотограф: Лилия Бабурина