01 июля 2022
ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА ЛАБОРАТОРИИ МЮЗИКЛА «РЕЗИДЕНЦИЯ ТТ»-2022
Участники лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ», 10 композиторов и 10 либреттистов, провели первую неделю в ТТ, наполненную работой: они создавали с нуля синопсис и музыкальный материал для будущего мюзикла, плотно взаимодействовали с коучами, слушали лекции своих наставников и музыкального критика Аи Макаровой, посещали мюзиклы ТТ… Но напряжённый график не помешал резидентам представить коучам и режиссёрам 10 оригинальных произведений.
Фото Никита Чунтомов
1. «Русская нефть», панк-фолк-роуд опера по отдалённым мотивам фильма «Окраина» Петра Луцика.
Композитор Илья Шаров, либреттист Александр Плотников. Коучи – Михаил Бартенев и Ольга Шайдуллина.
Если бы «Кому на Руси жить хорошо» писали сегодня, поэма была бы именно такой – абсурдной, пессимистичной и очень русской. Среди действующих лиц наряду с типажными ветераном, зэком и мэром – медведь-коммунист, Пётр I, Юрий Гагарин и прочие. У простого русского народа отняли землю, чтобы качать нефть, и обиженные мужики едут на мотоцикле Урал с коляской по всей стране, чтобы качать права.
2. «Человек не отсюда», мюзикл по мотивам биографии Егора Гайдара.
Композитор Мария Аникеева, либреттист Андрей Стадников. Коучи – Женя Беркович и Владимир Раннев.
Если бы документальный фильм о Егоре Гайдаре был мюзиклом, он бы выглядел именно так. В нём огромное количество цифр накладывается на «Интернационал» и «Hasta siempre, Comandante», а главный герой в окружении хора проживает на сцене всю свою жизнь, являясь зрителям в двух ипостасях – мальчика и взрослого.
3. «Приговорённый к смерти», мюзикл по мотивам повести Виктора Гюго «Последний день приговорённого к смерти»
Композитор Ригель Винская, либреттист Сергей Морозов. Коучи – Михаил Бартенев и Ольга Шайдуллина.
Если бы после «Собора парижской богоматери» и «Отверженных» мюзиклы начали писать и по остальным произведениям Гюго, когда-нибудь дошли бы и до этого, оставив в музыкальной партитуре колокольный звон. Героя по имени Шарль судят за убийство жены, которого он не совершал. Однако он виновен в другом – в применении насилия к жене и дочери, что и довело жену до самоубийства. Война научила Шарля жестокости, искалечила его душу. Шарль сам просит суд о смертной казни.
4. «Вчера в Москве умер Будда», ментальное (потому что про ментов) роудмуви
Композитор Глеб Шипилов-Бьяги, либреттист Марта Райцес. Коучи – Борис Мильграм и Юлия Бедерова.
Если бы не два новостных заголовка, подозрительно не похожих на никак не связанные события, этого мюзикла бы не было. В 2016 году в Москве (потому что в скульптурном изображении слова «Москва») буквально (потому что в букве «О») замёрз насмерть бездомный. В том же году трое бездомных угнала баржу и отправилась на ней по Москве-реке. Два этих события превратились в философскую историю о том, кого возьмут в Нирвану.
5. «ON AIR» (в эфире), одноактный, но большой мюзикл с элементами стендапа
Композитор Алина Никитенко, либреттист Анна Кизикова. Коучи – Женя Беркович и Владимир Раннев.
Если бы ведущая утреннего радиоэфира однажды заперлась в студии с запасом виски, мы бы вряд ли об этом узнали, не будучи слушателями конкретной радиостанции. Но мюзикл – это возможность рассказать историю на очень большую аудиторию. Главная героиня этой истории за один эфир лишает радиостанцию аудитории и рекламодателей, а себя – друзей и коллег, а ещё разговаривает со своим микрофоном. Осторожно, музыкальные номера «застревают в голове»!
6. «Когда всё это кончится», история, случившаяся во время дождя
Композитор Алексей Коржов, либреттист Валерия Темкина. Коучи – Борис Мильграм и Юлия Бедерова.
Если бы в мире существовали люди, способные управлять погодой, это можно было бы назвать документальной историей (а нам всем жилось бы намного интереснее). Но ведьмы-погодницы пока живут только в воображении этого творческого дуэта. По сюжету способность останавливать дождь и вызывать солнце есть у 16-летней девушки, на которую и так свалилось слишком много. Зрители этого мюзикла смогут услышать дождь и увидеть фантастический сюжет, полный магии.
7. «Сплав», мюзикл-путешествие по Чусовой
Композитор Екатерина Лобанова, либреттист Надежда Овчинникова. Коучи – Женя Беркович и Владимир Раннев.
Если бы существовал жанр мюзикла-триллера, этот дуэт стал бы его законодателем. Обычный коммерческий сплав превратился в смертельную историю в духе «Десяти негритят». Эта творческая команда нашла время даже на создание собственного мерча – девушки вышли презентовать свой продукт в футболках с названием мюзикла, написанным кроваво-красными буквами.
8. «Корни», мюзикл-стёб, который на самом деле совсем не об овощах и фруктах
Композитор Виктория Карловски, либреттист Дарья Воробьёва. Коучи – Женя Беркович и Владимир Раннев.
Если бы в мюзикл превратилась компьютерная игра «Plants vs Zombies», смотреть его было бы скучно. А вот если бы овощи и фрукты росли благодаря человеческому пению – другое дело. Фантастический и довольно абсурдный сеттинг, где община под предводительством Велиеой Фермерши зомбирует девушку Машу, потому что в их «плодородном» хоре не хватает сопрано, оказывается ярким фантиком, в который завёрнут конфликт отцов и детей, историю дружбы, принятия и прощения.
9. «Пой, моя молодость», киберпанк-мюзикл о подростках для подростков
Композитор Анжелика Габибова, либреттист Екатерина Тимофеева. Коучи – Михаил Бартенев и Ольга Шайдуллина.
Если бы заглавный герой пьесы участницы прошлой «Резиденции» Полины Коротыч «Вадик поёт свою музыку» пошёл не в Икею, а в заброшку, всё могло бы закончиться именно так. В этом мюзикле мир подростков и родителей противопоставлены не только сюжетно, но и музыкально, один из ансамблевых номеров представляет собой родительский чат девятого «Г» класса, а финала целых три.
10. «Незнакомцы», комедийный нуар в одном акте
Композитор Андрей Рубцов, либреттист Дарья Горновитова. Коучи – Борис Мильграм и Юлия Бедерова.
Если бы фильм Хичкока «Незнакомцы в поезде» снимали в России, получилось бы музыкально и очень смешно. Вместо теннисиста был бы успешный спикер, а вместо ненавистного герою отца – опекающая мама.
Настоящим сюрпризом для всех стало то, что в этом году создать за несколько дней концепцию мюзикла с нуля удалось не только участникам, но и коучам. Женя Беркович и Ольга Шайдуллина, вдохновившись лекцией Аи Макаровой о структуре мюзикла, придумали свою собственную школьную историю в жанре мюзикла, взяв в качестве названия сцен предметы из расписания старшеклассников. Надеемся, что эта идея будет реализована и зрители Театра-Театра увидят новый классный мюзикл!
А следующий этап лаборатории включает работу режиссёров по созданию эскизов спектаклей. 7 июля мы увидим 5 эскизов: «Русскую нефть» ставят Мария Селедец и Филипп Дьячков, «Человеком не отсюда» займётся Степан Пектеев, за «Вчера в Москве умер Будда» взялась Ксения Зорина, «ON AIR» достался Кириллу Люкевичу, а «Пой, моя молодость» взял Александр Золотовицкий. Режиссёры уже прослушали лекцию Аи Макаровой о режиссуре в мюзикле, набрали актёров ТТ, с которыми будут работать, и начали репетиции. А мы с нетерпением ждём дня показов и подведения итогов второго этапа лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ».
Лаборатория мюзикла «Резиденция ТТ» проходит на базе Пермского академического Театра-Театра при поддержке Министерства культуры Пермского края.