21 июня 2022
ЛАБОРАТОРИЯ МОЛОДОЙ РЕЖИССУРЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ
Пожалуй, каждый пермский театрал помнит «Пространство режиссуры» в Театре-Театре. Этот фестиваль-форум был одним из крупнейших событий на театральной карте страны, сравнимым по популярности с Дягилевским фестивалем. Неотъемлемой частью «Пространства режиссуры» была лаборатория молодой режиссуры, проходившая с 2013 по 2016 годы. Благодаря ей репертуар «Сцены-Молот» пополнился 11 спектаклями, «выросшими» из работ участников лаборатории. Куратор «Сцены-Молот» Марк Букин решил возродить этот проект, и первая лаборатория молодой режиссуры под его руководством состоялась.
«Котлован». Фото Эльвира Магсумова
«Котлован». Фото Эльвира Магсумова
С 10 по 19 июня 2022 года в Театре-Театре прошла лаборатория молодой режиссуры. Её участниками стали студенты выпускного курса мастерской О. Л. Кудряшова в ГИТИСе (Москва). В течение недели они работали с артистами Театра-Театра и представили 3 эскиза спектаклей для «Сцены-Молот».
Ключевым критерием этой площадки является уникальность. Для куратора «Сцены-Молот» Марка Букина важно наполнять её репертуар такими спектаклями и проектами, которые отвечали бы этому критерию, и каждый участник лаборатории реализовывал эту задачу по-своему. 19 июня на «Сцене-Молот» молодые режиссёры представили результаты своей работы.
«ОДНАЖДЫ ЛЕТНИМ ДНЕМ»
режиссёр Ичэнь Лю
режиссёр Ичэнь Лю
Вместе с артистами ТТ Натальей Макаровой и Дмитрием Захаровым режиссёр работала над пьесой норвежского драматурга Юна Фоссе. Для Перми это имя не ново: например, в камерном театре «Новая драма» идёт другая его пьеса, «Море». Сам Фоссе говорит, что пишет мелодию и текст, которые могут быть пропеты на всех языках мира, а также считает, что главное в его произведениях – это тишина.
В работе Ичэнь Лю огромное внимание уделяется мельчайшим деталям и жестам, а зрители погружаются в транс, убаюканные неторопливым, «покачивающимся» ритмом пьесы. Эскиз требовал от зрителя пристального внимания: очень легко упустить из виду, как в один момент героиня Натальи Макаровой «молодеет», а в конфликте темп повествования и действия начинает расти. Существование персонажей в каком-то зыбком, практически пограничном пространстве домика у фьорда уравновешивалось и «заземлялось» простыми бытовыми ритуалами, например, приготовлением яичницы на завтрак.
Пьесу «Однажды летним днём» можно скачать и прочитать здесь.
«Однажды летним днём». Фото Эльвира Магсумова
«КВАДРАТ»
режиссёр Катя Мохорт
режиссёр Катя Мохорт
Литературная основа этого эскиза – манифесты Казимира Малевича, созданные в период написания художником картины «Чёрный квадрат» и собранные в одноимённую книгу. Изначальный замысел режиссёра «столкнуть» эти тексты с рассказом Владимира Сорокина «Белый квадрат» в процессе работы с драматургом Артёмом Обущаком несколько трансформировался, но сохранилась предложенная Сорокиным в рассказе ситуация: ток-шоу. В итоге герои «Квадрата», находясь в пространстве условной студии, в логике «Диалогов» Платона разговаривали об искусстве Малевича и искусстве вообще.
Роль ведущего принадлежала Михаилу Чуднову, его гостей – Олегу Петровичу Выходову, Ольге Пудовой и Сергею Деткову. За манифесты Малевича отвечал студент курса АМТ Илья Курицын. В эскизе также были задействованы музыканты оркестра ТТ. Отказавшись от традиционного амфитеатра, зрителей разместили на сцене: их соседями на местах гостей студии стали артисты, а ведущий взаимодействовал не только со своими гостями, но и с аудиторией.
«Квадрат». Фото Эльвира Магсумова
«КОТЛОВАН»
режиссёр Ярослав Жевнеров
Повесть Андрея Платонова, включённая в список литературы 11 класса, в интерпретации режиссёра организована скорее ритмически, а музыка из эмоционального фона превращается в пульс и счёт, которому подчиняются «идеологически правильные» герои. В результате зрители всё время балансируют на тонкой грани между гомерическим смехом и настоящим ужасом. Персонажи платоновского антиутопического мира оживали на сцене благодаря работе Максима Гореславца, Анатолия Смолякова, Антона Девятова, Александра Сизикова, Семёна Бурнышева, Владимира Котляревского, Степана Сопко, Юлии Никитиной и Людмилы Прохоренко.
«Котлован». Фото Эльвира Магсумова
ИТОГИ ЛАБОРАТОРИИ
Победителем июньской лаборатории молодой режиссуры был признан эскиз «Квадрат» режиссёра Кати Мохорт. Спектакль по этому эскизу войдёт в репертуар «Сцены-Молот» в следующем сезоне. О том, в каком русле продолжится работа над «Квадратом», мы спросили Катю: «Мы ещё не дошли до конца. Во-первых, продолжим работу над текстом. Например, мы пока не коснулись очень важной темы – «беспредметности» в искусстве. Также в нашей работе много музыки, но на этапе эскиза это были в основном импровизации музыкантов, которые по очереди вливались в нашу работу. В дальнейшем к команде должен подключиться композитор – у меня уже есть кандидат на примете».
«Квадрат». Фото Эльвира Магсумова
Прошедшая в июне 2022 года лаборатория молодой режиссуры не разовый проект. В следующий раз её планируют провести в декабре. Её формат несколько изменится и станет более открытым для зрителей.