01 октября 2022
ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА: КТО ТАКАЯ КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА
Если Арбенин из лермонтовского «Маскарада» далеко не единственный женоубийца русской литературы, то Катерину Львовну Измайлову можно назвать первой в литературе женщиной-серийной убийцей. Но «Леди Макбет Мценского уезда» не просто страшная история из жизни, а литературное произведение с богатой и интересной историей.
ТРИДЦАТЬ ТРИ НЕСЧАСТЬЯ ГОСПОДИНА СТЕБНИЦКОГО
Повесть о преступлениях и наказании Катерины Измайловой известна нам благодаря Николаю Семёновичу Лескову, выходцу из Орловской губернии. Писатель начинал с газетных заметок и статей в киевских газетах, где обличал коррупцию. Это не понравилось его сослуживцам: в результате организованной ими провокации сам Лесков оказался обвинён во взяточничестве и был вынужден оставить службу.
Источник фото https://100-faktov.ru/leskov/
Личная жизнь Лескова тоже была далека от семейной идиллии – скорее, она напоминала будущий сюжет его повести. В 23 года он вопреки советам родных женился на дочери богатого коммерсанта, Ольге Васильевне Смирновой. Разительное несовпадение вкусов и интересов проявлялась с годами всё сильнее. Умер в младенчестве их с супругой первенец. Брак фактически распался, к тому же прогрессировало психическое заболевание Ольги Васильевны, из-за которого в 1878 году она была помещена в больницу.
После подстроенного увольнения писательство Лесков не оставил. Перебравшись в Петербург, он продолжил писать под псевдонимом М. Стебницкий. Всего псевдонимов у Лескова было около 30, но именно этот оставил на его репутации несмываемое пятно. В 1862 году под фамилией Стебницкого Лесковым была опубликована статья о Майских пожарах. По слухам, которые были приведены в статье, ответственность за них лежала на революционерах-нигилистах, а также на правительстве, которое оказалось неспособно ни потушить пожары, ни поймать преступников. Публичное объяснение не помогло писателю оправдаться в глазах общественности.
Ещё более дурную службу сослужил Лескову написанный за границей роман «Некуда». Его антидемократичность породила слухи о том, что произведение написано по заказу Третьего отделения. Это обвинение на многие годы закрыло для Лескова двери в издательства популярных журналов. Такова была жизнь писателя к моменту написания повести «Леди Макбет Мценского уезда».
ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА
Лесков замыслил написать 12 очерков, в которых нашли бы отражение типические характеры окской и волжской губернии. За купчихой Катериной Измайловой в этой галерее образов следовали дворянка Грациэлла, старосветская помещица Поливодова, крестьянская раскольница Февронья Роховна и повитуха Бабушка Блошка. Однако цикл произведений остался невоплощённым, а объём от двух листов разросся до целой повести. Мрачный колорит повести отразил тягостное душевное состояние Лескова, попавшего в литературную опалу.
Авторское определение очерка отражало не объём произведения, а отношение с действительностью. Заходя на территорию жанра очерка, Лесков как бы отказывается от вымысла ради правды жизни и выстраивает иллюзию документальности. Однако ошибкой было бы предположить, что это бытописательская зарисовка. «Леди Макбет Мценского уезда» – трагедия в форме остросюжетной новеллы и антропологическое исследование по сути.
С очерком «Леди Макбет…» сближает бесстрастная и безоценочная интонация рассказчика, избранная Лесковым. Литературовед Д. П. Святополк-Мирский пишет: «Это очень сильное исследование преступной страсти женщины и весёлого цинического бессердечия её любовника. Холодный беспощадный свет льётся на всё происходящее и обо всём рассказано с крепкой «натуралистической» объективностью». При этом речь героев – живая и яркая, резко различающаяся в зависимости от их сословия и психологии, будто документально зафиксированная, а не изобретённая автором.
Источник фото https://polka.academy/articles/539
«МНЕ СТАНОВИЛОСЬ ВРЕМЕНАМИ НЕВЫНОСИМО ЖУТКО…»
Лесков работал над «Леди Макбет…» осенью 1864 года, гостя у брата в квартире при Киевском университете: писал по ночам, запираясь в комнате студенческого карцера. Позднее он вспоминал: «А я вот, когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
Заглавная героиня повести – богатая купчиха Катерина Львовна, которая изнывает от скуки. Однако в отличие от Натальи Петровны, героини тургеневского «Месяца в деревне», написанного четырнадцатью годами ранее, эта скука ведёт героиню Анны Сырчиковой совсем другой, гораздо более мрачной дорогой. Муж Катерины, Зиновий Борисович, бесплоден, а свёкор Борис Тимофеевич постоянно попрекает сноху отсутствием детей. Катерина заводит роман с приказчиком Сергеем, но после угроз прознавшего про это свёкра, который избивает Сергея у неё на глазах, совершает своё первое убийство. Тьма, которая ждёт своего часа в душе каждого человека, вдруг вырывается наружу.
На руках Катерины кровь свёкра, мужа, племянника и каторжанки Сонетки. Схватив последнюю, она бросилась в воды Волги с парома, вместе с соперницей погубив и себя. За жутким в своей простоте описанием не следует морали или эпилога, как будто вместе с жизнью Катерины Измайловой оборвалось и повествование.
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ
В заглавии повести Лескова – имя шекспировской героини, леди Макбет. К творчеству английского драматурга у русского писателя было особенное отношение. В библиотеке Лескова в Орле хранился четырёхтомник Шекспира, собрание сочинений, изданное Гербелем и Некрасовым. Тексты пьес, в том числе «Макбета», испещрены многочисленными пометами. Как и леди Макбет, Катерина Измайлова убивает тех, кто мешает ей; как и леди Макбет, Катерина сходит с ума от тяжести своих преступлений и лишает себя жизни.
Изначально прозвище Катерины Измайловой даётся автором в ироническом ключе. В первом же абзаце повести автор рассказывает читателям о том, что героиню его рассказа «наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать леди Макбет Мценского уезда». Вообще шекспировские имена «на русский лад» в те годы были весьма известны как предмет пародии и ходили в названиях водевилей: «Гамлет Сидорович и Офелия Кузминишна», «Отелло на Песках, или Петербургский араб» и так далее. Но по мере повествования всё меньше забавного оставалось от шекспировской аналогии. Можно даже всерьёз задуматься, не страшнее ли Катерина Измайлова своего литературного прототипа: ведь супруга шотландского короля из шекспировской трагедии не убивает никого своими руками, действуя через мужа, да и покончила с собой леди Макбет из угрызений совести, а Катерина самоубийство использует как повод для ещё одного убийства.
Илья Глазунов. Катерина Львовна Измайлова. Иллюстрация к «Леди Макбет Мценского уезда». 1973 год
Есть версия, что источником вдохновения для Лескова мог послужить случай из его детства, когда в Орле молодая купчиха убила свёкра, влив ему в ухо расплавленный сургуч, когда несчастный спал в саду. Всё это очень напоминает сцену убийства отца Гамлета из одноимённой трагедии Шекспира и может только крепче утвердить в мысли, что в российской глубинке могут развернуться вполне шекспировские драмы.
Однако повесть Лескова вышла на год раньше выхода первого тома собрания сочинения, которое позже оказалось в библиотеке Лескова. Скорее всего, писатель ориентировался на уже весьма известный более ранний перевод Андрея Кроненберга, опубликованный в 1846 году. А вот в русской литературе есть куда более явный прототип Катерины Измайловой – Катерина Кабанова, героиня написанной всего пятью годами ранее драмы Островского.
ДВЕ КАТЕРИНЫ
Куда более очевидной, чем с шотландской леди, кажется связь образа Леди Макбет Мценского уезда с другой Катериной – тем самым «лучом света в тёмном царстве», который являет собой героиня «Грозы» Островского. Известно, что Лесков очень ценил этого драматурга. Литературовед Валентин Гебель утверждает: «О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта». Вместе с тем, скорее не среда, не купеческий быт, а тёмная страсть является причиной преступления Катерины Измайловой.
Героиню Лескова не «едят поедом», как Катерину Кабанову. Свобода для Катерины Измайловой – это свобода проявления сексуальности, которая, «забродив» в скуке, переходит в порочность. Эту купчиху сделала порочной не среда – среда сделала из неё удобный и наглядный объект для изучения, исследования порока.
Мрачная повесть Лескова вдохновила многих художников на создание собственных произведений искусства: её изображали живописцы, о ней создавали оперы и снимали кино. Своя «Катерина Измайлова» впервые появится на сцене Театра-Театра 13 октября.
Фото с репетиции спектакля «Катерина Измайлова», фотограф Никита Чунтомов