28 Октября 2016

Месяц в деревне

28 и 29 октября на «Сцене-Молот» состоится первая премьера сезона.  

Игра в классику в Театре-Театре получила новое развитие. На этот раз она коснется творчества Ивана Тургенева, его пьесы «Месяц в деревне»

Пьеса «Месяц в деревне» — самое известное произведение в драматургическом наследии Тургенева. Именно с ней связано открытие и признание сценического таланта писателя в начале ХХ века. Драматургическое сочинение и сегодня является самым репертуарным из всех его пьес. Однако, «Месяц в деревне» — самое многострадальное сочинение Тургенева для сцены. Написанная в первой редакции в 1848 году, пьеса вышла в свет только в 1855, сменив при этом два названия: «Студент», «Две женщины» и, наконец, — «Месяц в деревне». Когда пьесу в 1879 году захотела взять для своего бенефиса известная актриса Александринского театра Мария Савина, то она добилась от писателя разрешения сократить текст произведения. Несценичность «Месяца в деревне» казалась несомненной даже горячей поклоннице таланта Тургенева.  

Сам Тургенев к своей пьесе дал замечание: «Комедия эта никогда не назначалась для сцены. Это собственно не комедия — а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остаётся решить, годится ли она в печати»

Тем не менее, к этому сочинению обращались и обращаются многие театры и сегодня. Нашумевшие постановки — спектакль Юрия Бутусова в Санкт-Петербургском театре им. Ленсовета, Александра Огарева в Театре имени Маяковского, Евгения Марчелли в Ярославской драме им. Федора Волкова, Сергея Женовача в Театре Петра Фоменко. 

Режиссер пермской версии пьесы Тургенева «Месяц в деревне» Борис Мильграм много лет искал ключ к этой пьесе и в новом сезоне решился поставить, наконец, это сочинение на «Сцене-Молот». 
«Я об этой пьесе думаю всю свою жизнь. Все время искал ее коды и шифры. И, в какой-то момент, понял невероятные вещи. Эта пьеса может сотворить со зрителем удивительные вещи — возбудить чувственную природу каждого. Мы хотим в нашем спектакле поместить всех в атмосферу любви. А точнее — в атмосферу возникновения и зарождения чувства влюбленности. Когда человек, попадает в ситуацию, где чувства начинают так явно расти, что управляют поступками и мыслями. В идеале на спектакле должно произойти погружение в саму природу любви и эйфории, которая кого-то возвышает, а кого-то толкает на неприглядные поступки.»
Борис Мильграм

В спектакле два любовных треугольника. Первый — богатая помещица Наталья Петровна, ее воспитанница Вера и молодой учитель Беляев. Второй — друг семьи и давний поклонник хозяйки имения Ракитин, вновь сама Наталья Петровна и Беляев. Впрочем, если учесть, что существует еще и супруг Натальи Петровны, то речь идет уже о любовных четырехугольниках. 

Все остальные персонажи, по словам автора сценической редакции пьесы Ксении Гашевой «лишь неясный фон» и их присутствие в спектакле минимизировано. 

«Когда у Тургенева просили разрешения на постановку «Месяца в деревне», он каждый раз соглашался на сокращения и переделки, так что, я считаю, он это позволение он дал и современным постановщикам, — считает Ксения Гашева, — Кроме того, как всегда у классиков, некоторые фразы сегодня приобретают иное звучание, иногда ироническое, иногда метафорическое. Если герои покажутся интересными (а у Тургенева они интересные), то и следить за ними будет интересно». 

Примечательно, что пьеса именуется «Месяц в деревне», но основные события разворачиваются в течение всего четырех дней. Однако этого хватает, чтобы автор провел своих героев через сложнейшее испытание — испытание любовью. Именно эту пьесу принято ассоциировать с известным сочетанием «сто пудов любви». Хотя в «Месяце в деревне» отсутствуют роковые злодеи, нет трагических непредвиденных стечений обстоятельств, сильно меняющих положение дел, автор сосредоточен на психологической основе в движении любовного конфликта. 

Причудливое сплетение сложных отношений мужчин и женщин, их борьба друг с другом, с самими собой и друг за друга составляют фабульную основу нового спектакля Бориса Мильграма. 
Автор сценографии и художник по костюмам Екатерина Никитина (известная пермякам по спектаклю «Голубая комната») в своем решении намеренно отходит от элементов и символов времени, в которое была написана пьеса. Место действия разбито на два равнозначных и вместе с тем, не связанных ничем между собой пространства. Одно напоминает классическую эстрадно-концертную площадку. Второе — подобие оранжереи с живыми цветами. 

В спектакле прозвучат импровизации на темы сочинений И. С. Баха в живом исполнении. Музыкальный руководитель постановки — Татьяна Виноградова

В рождении спектакля особое внимание уделяется поиску смыслов через внимание к тургеневским интонациям, авторской лексике и пунктуации, как к нотам. Для этого для постановки в качестве ассистента режиссера приглашена педагог по сценической речи Ирина Максимова. 

В главных ролях — Анна СырчиковаАлександр Гончарук, а также артисты стажерской группы - Ева Шейкис и Иван Вильхов. 

Премьера спектакля «Месяц в деревне» в «Сцене-Молот» назначена на 28 и 29 октября 2016 г.
Скоро на сцене
20, 20 сентября, 26, 27 октября, Большая сцена
Jesus Christ superstar
29 сентября, Большая сцена
Веселые похороны
30 сентября, 1, 14 октября, Большая сцена
Премьера. Антигона