28 Июня 2021

Мюзикл и его новая жизнь в России: итоги лаборатории «Резиденция ТТ»

14–27 июня в Театре-Театре состоялся первый фестиваль «Лаборатория мюзикла. Резиденция ТТ». Делимся творческими открытиями и итогами. 

сувенирка резиденции.jpg
фотограф Никита Чунтомов

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА 
Жанр мюзикла считается легким для восприятия, однако он невероятно сложен в создании и воплощении. Команда постановщиков должна найти эффектные и эффективные решения, чтобы передать зрителям смысл произведения в яркой, понятной форме, а артисты – безупречно владеть мюзикловой манерой пения, искусством драматической игры, разностилевой хореографией.

Пермский академический Театр-Театр занимается жанром мюзикла уже почти 20 лет. На данный момент у театра 9 «Золотых Масок» за мюзиклы «Алые паруса», «Восемь женщин», «Винил». На базе ТТ по специальности «Артист музыкально-драматического театра» обучается уже второй поток студентов; выпускники курса становятся артистами театра, органично и профессионально существуя как в драматических, так и мюзикловых постановках. На сегодняшний день ТТ накопил достаточно опыта в создании оригинальных русских мюзиклов и крайне заинтересован в развитии этого жанра. Именно поэтому при поддержке Министерства культуры Пермского края Театр-Театр организовал и провел с 14 по 27 июня 2021 года фестиваль «Лаборатория мюзикла. Резиденция ТТ».

МИЛЬГРАМ.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра, коуч фестиваля: «Как складывается ситуация с жанром мюзикла в нашей стране? Признаться, плачевно. «Русского мюзикла» как такового не существует – есть только отдельные попытки его создать. Несомненно, сегодня в музыкальных театрах России можно найти успешные мюзикловые проекты: я с интересом слежу за тем, что делает Дмитрий Богачёв и его театральная компания «Бродвей Москва»; в репертуаре Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии есть прекрасный золотомасочный «Бал вампиров». Но речь не об этом. Речь именно о российском национальном мюзикле. Часть музыкальных театров – принципиально или не принципиально – не вкладываются в авторский материал и покупают франшизы мюзиклов США, Франции, Германии. Часть театров пробуют создавать что-то свое, но иногда слишком сильно опираются на трафаретные формы и заимствования, остаются в рамках «матрицы», то есть однообразных, предсказуемых схем в сюжете и музыке. Любовная история, напряжение, конфликт, схватка – и tutti, хэппи-энд. Это и есть «матрица» мюзикла – определённый набор компонентов. Всё это, как правило, скучно слушать, читать, смотреть. У русского мюзикла могут и должны быть другие устройства, но для этого нужно по-настоящему сочинять, нужно попробовать выйти за пределы «матрицы». 

ТРИ ЭТАПА ЛАБОРАТОРИИ 
Основываясь на опыте Лаборатории Советской оперетты, которая много лет существовала в Свердловском академическом театре музыкальной комедии (руководитель В. А. Курочкин), оргкомитет фестиваля мюзикла «Резиденция ТТ» разработал свою лабораторию с образовательной индивидуальной программой и привлек к участию молодых композиторов и либреттистов России. 

все.jpg
фотограф Арсений Плешаков

Новость о старте проекта появилась 18 февраля 2021 года; больше 40 авторов отправили свои заявки. 9 мая были объявлены итоги заочного этапа: члены отборочной комиссии лаборатории – Борис Мильграм, Олег Лоевский, Юлия Бедерова и Татьяна Виноградова – назвали имена 18 участников, которых фестиваль пригласил в Пермь. 

14 июня стартовал второй, уже очный, этап лаборатории. На площадке Пермского академического Театра-Театра композиторы и либреттисты, объединившись в 9 пар, начали работать над эскизом мюзикла. Активно взаимодействуя с коучами фестиваля – режиссером Борисом Мильграмом, музыкальным критиком Юлией Бедеровой, сценаристом Михаилом Бартеневым, композитором Ольгой Шайдуллиной, режиссером и сценаристом Женей Беркович и композитором Владимиром Ранневым, команды искали сюжеты и музыкальные формы, проверяя на практике как испытанные, так и новые подходы к созданию русского мюзикла, новые авторские стратегии. Через неделю к проекту подключились приглашенные режиссеры – Юрий Квятковский (Москва), Татьяна Михайлюк (Москва), Максим Соколов (Санкт-Петербург), Ксения Малинина (Пермь) и Фёдор Федотов (Пермь). На итоговых показах из 9 представленных эскизов каждый режиссер выбрал тот, с которым он хотел бы продолжить работу на третьем этапе лаборатории. В творческий процесс был вовлечен почти весь театр – актеры, артисты балета, музыканты оркестра, студенты ТТ, технические службы. В итоге 27 июня, спустя всего 2 недели после старта лаборатории, участники представили эскизы пяти совершенно оригинальных мюзиклов, созданных с нуля. 

ПЯТЬ ФИНАЛИСТОВ 
«Остановка» 
композитор – Роман Жауров (Москва) 
автор либретто – Полина Коротыч (Санкт-Петербург) 
режиссер – Юрий Квятковский (Москва) 

остановка.jpg
фотограф Никита Чунтомов

По задумке авторов, действие мюзикла происходит в вагоне поезда, следующего из Перми в Санкт-Петербург. Колоритная компания случайных попутчиков оказывается в эпицентре паранормальных обстоятельств. Режиссёр Юрий Квятковский создал на сцене ощущение тесного вагона и одновременно искривлённое пространство киносъёмок. Стремительно развивающийся сюжет подстёгивала смена кадров видеопроекции, крупные планы и ироничные титры. 

Полина Коротыч: «Я никогда не писала либретто мюзикла и никогда не контактировала с этим жанром, поэтому мне, конечно, было интересно как-то понять его изнутри. Лабораторная экспресс-работа, когда меньше чем за 7 дней нужно с нуля придумать историю, стала стимулом быстро раскачать свой мозг. Мне повезло с композитором, мы быстро нашли общий язык». 

жауров.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Роман Жауров: «У нас есть вопрос, что такое русский мюзикл, и мы экспериментальным путем этот вопрос решаем. В этом вся суть лаборатории. Было вполне логичным, что в создании эскиза нашего мюзикла поучаствовали актеры. Они, как композиторы, в рамках заданной музыкальной эстетики сами сочинили свои партии. Мне кажется, это здорово. Я регулировал разве что темп и характер в некоторых местах, а где-то даже этого не делала. Как они чувствуют, как они интерпретируют материал – это же гораздо интересней, нежели композиторский диктат». 

квятковский.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Юрий Квятковский: «Первый спектакль, который я поставил как режиссер, был именно мюзикл. Я и сейчас ищу разные способы коммуницировать с музыкальным жанром, правда, больше работаю с академическими композиторами и не слежу, что происходит с русским мюзиклом. Было интересно посмотреть ситуацию на этом «поле», и она меня взбудоражила, удивила. Я понял, что это перспективно. Глобально жанру мюзикла, на мой взгляд, не хватает расширения границ, синтеза, интересных экспериментов. К слову, мой первый опыт работы с музыкальным театром был связан именно с авангардными ходами, авангардной музыкой, и тогда нам удалось сделать востребованный спектакль, хотя по своим законам он сильно отличался от классического мюзикла. Это свидетельствует о том, что в эксперименте можно добиваться зрительского успеха». 


«Как пережить лето» 
композитор Александр Марголин (Москва) 
автор либретто Дана Жанэ (Москва) 
режиссер Максим Соколов (Санкт-Петербург) 

лето.jpg
фотограф Никита Чунтомов

В семейном мюзикле «Как пережить лето» всё будто плавилось от жары, когда хочется только лежать на полу, не особенно двигаясь. Именно лежа на полу, по замыслу режиссёра Максима Соколова, и играли спектакль музыканты, актеры и студенты ТТ, а зрители наблюдали за происходящим сверху, с балкона фойе второго этажа. В летней истории нашлось место поселковым дискотекам и секретным лабораториям, верным друзьям и мутантам, а главной героине – девочке-подростку – предстояло спасти ничего не подозревающих членов семьи от «промывки мозгов», влюбиться и… повзрослеть. 

марголин.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Александр Марголин: «На лаборатории я старался быть подвижным, мне было интересно делать то, что я до этого не делал. Новый опыт был связан и с большой интенсивностью работы: я привык к расслабленности – сочинил, отложил, доделал. А здесь права на ошибку не было. Мне нравится идея расширения границ жанра мюзикла. В этом контексте особенность наше работы – театрально-киноэстетика. И мне кажется, это интересная краска». 

жанэ.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Дана Жанэ: «Работая над текстом, я облекаю настоящую эмоцию в метафорическую историю, но это всегда про то, что меня волновало и продолжает волновать – про любовь и отношения. Задумка мюзикла родилась в самолете, по дороге в Пермь: фэнтези, дачный поселок, девочка-подросток. Мне нравится, что с Сашей мы говорим на одном языке – языке референсов, и поэтому другу друга понимаем, чувствуем атмосферу. Мы с самого начала договорились, что наш мюзикл будет иметь современное звучание, будет рожден сегодняшним днем». 

соколов.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Максим Соколов: «Я не работал в области мюзиклов, и главным для меня на этой лаборатории было определить свой жанр, найти что-то такое, что будет меня волновать. Наш материал – это исследование человека, исследование чувственности. И первая любовь – прекрасная тема, которая никогда не устареет. Кто такие мутанты? Не те существа, которые появляются в лабораториях, а подростки, переживающие пубертат. На этом этапе взросления мы иногда полностью меняемся, становимся похожими на инопланетян. Я люблю не бытовое существование артистов на сцене, и в мюзикле это был самый главный интерес. Клип Адель «Chasing Pavements» и истории о том, как машины врезаются в толпу подростков, натолкнули на образ раскиданных по земле, как после аварии, людей. То, что происходит с телом девочки-подростка – тоже авария. Было опасение, что актеры не лягут, что не лягут музыканты. Но все отнеслись к этой идее хорошо. Я очень благодарен всем артистам, всему театру за неформальный подход». 


«Триумф» 
композитор Георгий Фёдоров (Санкт-Петербург) 
автор либретто Яна Данчук (Москва) 
режиссер Фёдор Федотов (Пермь) 

триумф.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Мюзикл о судьбе композитора в эпоху между двумя войнами. За полупрозрачным белым занавесом герои истории пробивались к славе, любили и страдали с широким размахом: шелестели шлейфы вечерних платьев, разлетались нотные листы, гремели выстрелы. Творческий кризис, потеря вдохновения, а затем – финал, оставляющий надежду и тревогу одновременно... 

Яна Данчук: «Мы с композитором Георгием Фёдоровым «зефирно-воздушные», в нашем дуэте не хватало зубастости, дерзости. И нам очень повезло, что нашу идею выбрал молодой, современный режиссер Фёдор Федотов. Он взял материал – абсолютно не его по нутру, встряхнул его, и вся волшебная пыльца с него ушла. Фёдор добавил другую энергию, посмотрел своим взглядом и высветил все так, что мюзикл зажил по-другому. И это очень интересно». 

Георгий Федоров: «Мы сделали некий трафарет мира, а режиссер его раскрасил, вдохнул жизнь, добавил персонажам не идеальность. И история зажила». 

триумф поклоны.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Фёдор Федотов: «Я оперный режиссер, и несмотря на то, что опера и мюзикл относятся к музыкальному театру, это два абсолютно разных жанра. На лаборатории я впервые работал с мюзиклом, исследовал его структуру, законы. Мне было интересно поработать через нарратив, через привычный сторителлинг, хорошо рассказанную историю. 2021 год. Все что-то придумывают, театр пытается куда-то идти. Самое авангардное, что сегодня можно сделать, – просто поставить классический спектакль. Просто поставленный спектакль – это уже эксперимент. 


«Живая история о смерти» 
композитор Евгения Терёхина (Красноярск) 
автор либретто Наталия Макуни (Москва) 
режиссер Татьяна Михайлюк (Москва) 

история о смерти.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Зрители заглянули в мастерскую гравёра, который зарабатывает себе на жизнь созданием портретов и надписей на надгробиях. Юмор превратил в захватывающее зрелище как овидиевский сюжет об Орфее и Эвридике, так и весьма злободневные проблемы, а ритмы ироничных номеров сочетались с тонкой лирикой намечающегося любовного сюжета. 

Наталия Макуни: «Резиденция ТТ» оказалась для меня прыжком в холодную воду с высокой вышки. За время лаборатории я сделала три открытия. Первое – за неделю можно придумать оригинальный сюжет. Сюжет нашего мюзикла родился в ту долю секунды, когда композитор Евгения Терехина сказала, что ее интересует идея смерти, а я предложила сделать героем представителя ритуальных услуг. Второе – наша мюзикловая индустрия нуждается в оригинальных сюжетах, и самих авторов они интересуют. Мне лично очень понравилась идея мюзикла про героя нашего времени – курьера. И третье – потрясающе, что столько людей горит этой же темой. Такие лаборатории необходимы, чтобы мы могли встретиться, найти своего композитора, режиссера. Я за это безмерно благодарна ТТ».

Макуни.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Татьяна Михайлюк: «Я работаю в музыкально-драматическом театре, и жанр мюзикла мне не чужд. Но, мне кажется, в нашем случае получился не в чистом виде мюзикл, а музыкальная трагикомедия. И это интересно. Выход за рамки «матрицы» как раз в сильной драматической составляющей, в другом способе существования актеров, на который мы намекнули в эскизе». 


«Чёртова доставка» 
композитор – Кирилл Бузмаков (Новоуральск) 
автор либретто – Александр Гореликов (Москва) 
режиссер – Ксения Малинина (Пермь) 

доставка.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Мюзикл, главным героем которого стал курьер, как коробочка с сюрпризом за его спиной, вместил в себя элементы детектива, роуд-муви, хоррора и других жанров. Динамичный сюжет, наполненный афористичным юмором, крутился конвейерной лентой, подбрасывая герою всё новые и новые приключения, а зрителям – поводы для искреннего смеха. 

доставка поклоны.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Кирилл Бузмаков: «Мы с Сашей настолько разные, что, видимо, на стыке наших двух миров и получилось что-то невероятное. Я пытался понять настроение Сашиного слога и через призму своего музыкального языка писал партитуру.После того, как к нашей команде подключилась режиссер Ксения Малинина, актеры, студенты, артисты балета, мюзикл обрел новые краски, объем, стал интереснее». 

ПОБЕДИТЕЛИ «РЕЗИДЕНЦИИ ТТ» 
Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра, коуч фестиваля: «Мы проводили лабораторию впервые и не понимали, каким именно будет результат. А результат оказался лучше ожидаемого. Из пяти мюзиклов-финалистов мы отобрали две достойных работы, которые хотели бы видеть в своем репертуаре – «Остановка» и «Живая история о смерти». Это совершенно уникальные вещи, пример того, как можно раздвинуть границы, выйти из «матрицы». Кроме того, специальным призом фестиваля мы наградили Дану Жанэ, автора либретто мюзикла «Как я провел лето». 

остановка1.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Мюзикл «Остановка», пожалуй, даже трудно назвать мюзиклом в чистом виде: это очень интересная музыкальная форма, музыкальная фабула, которая помещает зрителя в мир невероятно странной фантазии. Вторая выбранная работа – мюзикл о гравере надгробий «Живая история о смерти» – оказалась, напротив, очень мюзикловой, но тематически она находится на территории камерного спектакля, а не большого шоу. Я, честно говоря, не знаю, есть ли вообще сегодня камерные мюзиклы в нашей стране. Надеемся, эти проекты получат сценическое воплощение, и это будет большой удачей фестиваля. 

история о смерти1.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Сейчас мы работаем над созданием буклета со всеми девятью материалами, написанными в рамках фестиваля «Лаборатория мюзикла», и планируем дать к ней доступ руководителям музыкальных театров России, чтобы они могли отбирать мюзиклы для постановки на своих площадках. 

Я рад, что запустив лабораторию, мы начали это движение, начали освоение практически не освоенной территории «русского мюзикла». Конечно, «русский мюзикл» – явление, связанное с мировыми традициями, но важно, чтобы он развивался самостоятельно, двигался по собственным маршрутам. Сегодня мы можем сформулировать некоторые его черты: тесная связь с драматическим театром, индивидуальные форматы, экспериментальные, нешаблонные структуры и решения, открытость по отношению к разным стилевым моделям и смежным жанрам, их переплетение. Наш первый фестиваль, посвященный мюзиклу и его новой жизни в России, стал вдохновляющей территорией поиска новых смыслов и форм в этом направлении. Мы обязательно будем проводить его дальше, и, надеюсь, эффект будет не меньший». 

ИТОГИ.jpg
фотограф Никита Чунтомов

Олег Лоевский, арт-куратор «Резиденции ТТ»: «Задач у лаборатории было многое, но главное – возникла ситуация, в которой есть что осмыслять. Без нас бы эти ребята не встретились бы. Дальше у синопсисов и музыкальных номеров, созданных на лаборатории, начинается жизнь без нас. Что-то останется здесь, что-то режиссеры увезут на другую площадку. На мой взгляд, есть работы, которые раздвинули жанр мюзикла и предложили нечто неожиданное». 

Алексей Франдетти, гость фестиваля «Лаборатория мюзикла», режиссер: «Мы все в поиске новых названий, новых форм и новых талантливых людей, которые придут в жанр мюзикла и принесут новые идеи. С разным видением театра, с разным языком, но мы хотим в результате одного и того же – чтобы жанр мюзикла, который мы так любим, развивался в нашей стране. Мне кажется, что велосипед давно изобретен: как только появляется внятный сторителлинг и музыкальная драматургия, мне тут же хочется за этим наблюдать. Это может быть сделано классически, с электроникой или живым оркестром – не важно. Главное – история. Если в результате лаборатории появится хотя бы одно название, которое через год поставят в Перми, потом в Красноярске, Москве – это же круто! Дать продукту, который был рожден здесь, сценическую жизнь в театрах России». 

по путевке.jpg
фотограф Никита Чунтомов


Фестиваль «Лаборатория мюзикла. Резиденция ТТ» и показы эскизов мюзиклов были закрытыми для зрители, но все же гости Театра-Театра смогли увидеть часть фестивальных мероприятий. 26-28 июня на большой сцене ТТ состоялись гастрольные показы трех спектаклей Театра музыки, драмы и комедии из Новоуральска – музыкальной сказки «Серебряное копытце», мюзиклов «Книга джунглей» и «Двенадцать стульев». Коллеги приехали в Пермь по приглашению фестиваля «Лаборатория мюзикла», покорив сердца пермских зрителей искренностью и музыкальностью исполнения, масштабом постановок (в гастрольной труппе около 100 человек!) и яркими мюзикловыми образами. 

С нетерпением будем ждать появления в репертуаре ТТ мюзиклов, созданных на первой лаборатории, и продолжения фестиваля в следующем году.
Скоро на сцене
21, 24, 26, 27, 28 апреля Фойе
Экскурсия Театр-Театр
20 апреля Большая сцена
Летучий корабль