09 июля 2021

«ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА»: ДО СВИДАНИЯ, ЛЮБИМЫЙ СПЕКТАКЛЬ!

Спектакль «Поминальная молитва» в репертуаре Театра-Театра почти шесть лет, и под занавес 94-го сезона он будет сыгран на сцене в последний раз. За эти годы спектакль стал для артистов, музыкантов, служб и зрителей чем-то родным, семейным – важным. Самое памятное о «Поминальной молитве» в этом материале. 



афиша.jpg



ПЬЕСА ГРИГОРИЯ ГОРИНА 
Удивительно, что до 2015 года одна из самых значимых и любимых пьес Григория Горина «Поминальная молитва», написанная еще в 1989 году по повести еврейского писателя и драматурга Шолом-Алейхема «Тевье-Молочник» (перевод Михаила Шамбадала), ни разу не была поставлена в Перми. И вот, наконец, 10 декабря 2015 года режиссер Владимир Гурфинкель в команде с художницей Ирэной Ярутис, композитором Виталием Истоминым, художником по свету, заслуженным работником культуры РФ Евгением Ганзбургом, балетмейстером Татьяной Безменовой и видеохудожником Натальей Наумовой представил зрителям Пермского академического Театра-Театра премьеру по этому произведению. 

Пьеса «Поминальная молитва», действие которой происходит в украинском селе Анатовка в начале 20-го века в период усилившихся гонений на евреев, была написана Григорием Гориным специально для Ленкома. В спектакле Марка Захарова (1989) роль Тевье-Молочника играл Евгений Леонов – это была его последняя роль в театре. Спектакль собрал и других звёздных артистов. Так, роль Менахема-Мендла играл Александр Абдулов, а роль матери Менахема, старушки Берты, была специально написана для Татьяны Пельтцер. После смерти Евгения Леонова спектакль сняли, но в 2021 году он был восстановлен Александром Лазаревым. Сама пьеса Горина не сходит со сцены по всей России до сих пор, хотя написана больше тридцати лет назад. Спектакли по ней идут в Москве («Театр на Покровке», театр «Мост»), Петербурге («Комедианты»), Новосибирске («Красный факел») и других городах. 

Для режиссёра пермской «Поминальной молитвы» Владимира Гурфинкеля это далеко не первое обращение к материалу. Он ставил пьесу и ранее, в театрах Красноярска (1993), Екатеринбурга (1997), Челябинска (2005). Не берёмся подсчитать, сколько именно спектаклей по этому произведению в его режиссёрской карьере: данные разнятся. Но точно известно, что и сейчас интерес Владимира Львовича к «Поминальной молитве» не ослабевает: после ухода с поста главного режиссера Театра-Театра в 2018 году он репетировал эту пьесу с актёрами Русского драматического театра Литвы. «Любовь к этому материалу не иссякла и не иссякнет никогда, – признается Владимир Гурфинкель. – Для меня это не спектакль – для меня это образ жизни, мой разговор с чем-то тем, с чем я не имею возможности не говорить». Режиссер так трепетно относился к «Поминальной молитве», что первое время обязательно приезжал в дни показа спектакля в ТТ и выходил вместе с артистами на поклон.

премьера.jpg 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ 
Художником спектакля «Поминальная молитва» стала Ирэна Ярутис. Вот как её работу описывали в СМИ: «Никаких сельских красот на сцене нет — спектакль предельно минималистский. Есть лишь по-деревенски дощатый мир, состоящий из неровного пола и трансформирующихся стен. Здесь даже солнце деревянное!» (Юлия Баталина, «Новый компаньон»). 

«Общее художественное оформление спектакля, сделанное Ирэной Ярутис, вообще отходит от каких-либо национальных традиций, так как выполнено в стиле супрематизма – направления, возникшего примерно в то же время, в которое разворачивается действие «Поминальной молитвы». На сцене появляются характерные для этого направления геометрические фигуры (в основном прямоугольники заборов), сделанные из дерева, а возникающее ближе к середине спектакля солнце и вообще напоминает известный плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых!»» (Григорий Ноговицын, «Звезда»). 

WhatsApp Image 2021-07-05 at 16.58.40 (2).jpeg

Ирэна Ярутис создала колоритный мир деревни Анатовки и образы всех ее жителей. К спектаклю «Поминальная молитва» было сшито больше 120 костюмов! Пошивочный цех, который в период подготовки премьеры возглавляла Надежда Пермякова, проделал огромную работу, чтобы эскизы художницы ожили на сцене. Интересно, что в спектакле нет ни одного повторяющегося костюма! Дело в том, что на каждый сарафан или рубаху, по задумке Ирэны Ярутис, нашивались полоски, и полоски эти не нарезали, а рвали из разных тканей. Надежда Зосимовна вспоминала, что почти весь театр пришел на помощь пошивочному цеху. А еще свой вклад в создание костюмов для «Поминальной молитвы» внесли сотрудники Пермского театра оперы и балеты: для второго акта, действие которого происходит зимой, были закуплены 60 пар валенок и коллеги помогали их подшивать. 

костюм.jpg

МАСШТАБНЫЕ ДЕКОРАЦИИ 
«Поминальная молитва» – спектакль масштабный не только по хронометражу (он идет почти четыре часа), но и по созданной сценографии. Состоящая из металлического каркаса и деревянных досок декорация покрывает почти весь планшет сцены – около 260 м2. Когда спектакль ездил на гастроли в Киров, понадобилось 6 фур для перевоза декораций, костюмов и реквизита. 

Монтаж декораций «Поминальной молитвы» один из самых длительных и занимает 16–17 часов: множество мелких деталей, сложная одежда сцены, необходимость установки шести индивидуальных подъемов, на которых держатся и двигаются столы и луна. Во время спектакля работают 7 машинистов сцены: оператор управления верхней механики следит за перемещением «дорог-заборов», несколько машинистов сцены помогают за кулисами – выкатывают повозку Тевье, раскачивают свадебные качели и т.д., другие – на колосниковых галереях вручную рассыпают «с неба» пепел и снег. За один спектакль уходят одна коробка пепла и целых три коробки снега. 

IMG_9870.jpg

Любопытный факт, о котором нам рассказал Дмитрий Захаров, исполнитель роли писаря Фёдора: «Поминальная молитва» пахнет деревом и жжёной папиросной бумагой. Почему? Снег и пепел, сделанные из папиросной бумаги специальной резки белого и чёрного цвета, сквозь доски декорации падают на работающие лампы – это и даёт тот самый неповторимый аромат, по которому всегда можно с уверенностью сказать, что идёт именно «Поминальная молитва». 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕКВИЗИТ 
Много работы на спектакле и у реквизиторского цеха. В «Поминальной молитве» используется множество чемоданов (один из них – огромный чемодан метр на полтора – специально для Лейзера делали бутафоры), около 40 латунных тазов, специально сплетенный свадебный клубок и пр. В постановке есть исходящий реквизит (так называется реквизит, который «уходит» в процессе каждого спектакля – чаще всего имеются в виду напитки и еда). Кашу и молочный борщ за милую душу уплетают – кто за сценой, а кто и прямо на ней – актёры. Перефразируя известный лозунг, всё вкусное – детям. Виолетта Мильграм, первая исполнительница роли Шпринцы, самой младшей дочери Тевье и Голды, вспоминает, что для неё часто припасали картошку, которую по сюжету должны рассыпать девочки. Тесто, которое используется в сцене «Суббота», тоже доставалось детям: в ожидании своего выхода на сцену они лепили из него за кулисами, как из пластилина. 

DSC03612.jpg

А ещё каждый спектакль в сцене свадьбы Мотл (Александр Гончарук) разбивает кринку. По спецзаказу эту посуду для «Поминальной молитвы» делают в гончарной лавке Кунгура. Кринка изготавливается по особенной технологии – её недолго запекают при меньшей, чем обычно, температуре, чтобы она осталась хрупкой. 

МУЗЫКА В СПЕКТАКЛЕ 
Многие зрители признаются в любви к музыкальному оформлению «Поминальной молитвы». Композитор Виталий Истомин собрал в своей партитуре как народные еврейские мотивы, так и христианские песнопения. К слову, в подборе материалов для последних Виталию помогал хормейстер Театра-Театра Владимир Никитенков. 

Музыка помогает раскрыть всю ту разнообразную палитру эмоций, которая заложена в пьесе: здесь и нежные девичьи напевы, и разудалые плясовые. А восемь музыкантов Театра-Театра, занятых в спектакле, не спрятаны в оркестровой яме. Они наравне с актёрами и балетом находятся на сцене, облачены в костюмы, без пюпитров и нот играют не только в музыкальном смысле: им приходится передвигаться и существовать на сцене, что они делают удивительно органично. 

DSC03085.jpg

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ 
«…На сцене царит красота, и носители этой красоты – люди. Шествие ветхозаветных предков; многочисленные и очень стильные танцы; прекрасные девушки в сложносочинённых красных и белых платьях, кудрявые девочки с длинными косами… Очаровательные и очень талантливые дети – они по определению украшают спектакль!» (Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»). 

«В пермской «Поминальной молитве» сильный актёрский ансамбль, которому удаётся донести до зрителя эмоциональное переплетение праздника и траура, смеха и слёз, радости и горя...» (Григорий Ноговицын, интернет-журнал zvzda.ru) 

«Главную роль «Поминальной молитвы» сыграл Сергей Семериков. И он блестяще справился с этим непростым персонажем, показав его радости, печали и постоянные обращения к Богу. Семериков одинаково хорошо исполняет как шутки в первом акте, так и наполненные болью монологи героя во втором действии. Деревенский поп в исполнении заслуженного артиста Анатолия Нагогина говорит Тевье: «Ну какой ты талмудист? Самый что ни на есть обыкновенный наш, анатовский, мужик». Именно так и удалось Сергею Семерикову изобразить своего героя — философствующим, верующим иудеем и при этом простым деревенским мужиком» (Григорий Ноговицын, интернет-журнал zvzda.ru) 

семериков.jpg

В спектакле «Поминальная молитва» занята практически вся труппа театра – актеры, артисты балета, музыканты – около 60 человек! И здесь точно нет маленьких ролей. Каждый герой – неотъемлемая часть эпической семейной саги. На некоторые роли режиссер сразу вводил по два актера, но за время жизни спектакля, конечно, происходили новые вводы. В списке основных действующих лиц и исполнителей – любимцы публики и актеры с почетными званиями: 
Тевье-молочник – Сергей Семериков 
Голда, его жена – Елена Старостина, заслуженная артистка России // Евгения Барашкова 
Цейтл – Анна Сырчикова 
Годл – Ирина Максимкина, заслуженная артистка России // Анна Огорельцева 
Хава – Екатерина Романова // Кристина Баженова 
Младшие дочери Тевье – Виолетта Мильграм, Алиса Эрбис, Ариадна Рязанова, А. Тюрина, Арина Горбунова. 
Мотл, портной – Александр Гончарук 
Перчик, студент – Александр Сизиков 
Федор, писатель – Дмитрий Захаров // Семен Бурнышев 
Менахем-Мендл – Дмитрий Васёв // Михаил Чуднов // Альберт Макаров 
Урядник – Михаил Орлов // Анатолий Смоляков 
Степан Плотник – Андрей Дюженков 
Лейзер-Вольф, мясник – Михаил Гасенегер, заслуженный артист России 
Ребе – Владимир Гинзбург, народный артист России 
Поп – Анатолий Нагогин, заслуженный артист России // Валентин Белоусов, заслуженный артист России 
Мать Менахема – Лидия Аникеева, народная артистка России // Юлия Захаркина // Наталья Макарова 

«Поминальная молитва» шла почти 6 лет, и, конечно, за это время в труппе происходили разные события. Например, на одном из спектаклей в 2019 году чествовали народного артиста России Владимира Гинзбурга, который отмечал 80-летний юбилей. Заслуженный артист России Анатолий Владимирович Нагогин играл роль попа в юбилей своей творческой жизни – 45 лет на сцене пермского театра. 

НА СЦЕНЕ НЕ ТОЛЬКО ЛЮДИ…
Многие знают, что в «Поминальной молитве» работает гусь Дениска: его в одной из сцен спектакля выносит на сцену урядник, пытаясь определить, кому из жителей деревни принадлежит птица. Гусь Дениска был принят на работу в ТТ в 2015 году и со своей маленькой ролью сразу справился отлично: от природы он очень умный, артистичный, боевой, поэтому к свету софитов и шумной толпе привык быстро. Кстати, первое время крылатый артист жил в декорационном цехе театра: сотрудники сколотили для него загон, сделали небольшой бассейн, баловали любимым лакомством – пекинской капустой. Во время экскурсий по закулисью зрители могли с ним познакомиться. Когда началась пандемия, Дениска переехал за город, на птичью ферму, и с тех пор живет там. 9 июля гусь, как и все артисты, в последний раз сыграет в спектакле «Поминальная молитва», который завершает свою жизнь в репертуаре ТТ. Думаем, скучать по театру Дениске будет некогда: сейчас он взял под свое заботливое крыло двух маленьких гусят, учит их уму-разуму и защищает от собак. 

DSC02006.jpg

 «Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если ты создал человека – человеком, а лошадь – лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет?»… На протяжении всего спектакля Тевье-молочник время от времени разговаривал со своей невидимой для зала лошадью, иногда впрягаясь в повозку вместо неё. И только зрители первых спектаклей знают, что лошадь в «Поминальной молитве» когда-то была настоящая! На поклонах для зрителей случалось чудо – на сцену под бурные аплодисменты выходила белая красавица-лошадь. Артистку любила не только публика, но и труппа: многие угощали её за кулисами морковкой и яблоками, поэтому на «работу» лошадь шла как на праздник, с энтузиазмом преодолевая даже лестницы.

DSC06022.jpg

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ 
В «Поминальной молитве» безусловно важен национальный колорит. Село Анатовка, в котором живут бок о бок русские, евреи, украинцы, выступает практически моделью мира: «Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище». В процессе подготовки спектакля режиссёр Владимир Гурфинкель много рассказывал актёрам о традициях, истории еврейского народа, об укладе семейной жизни, о том, как женщина должна вести себя по отношению к мужчине. Это, несомненно, отражалось на игре труппы, а в итоге – на общем впечатлении от спектакля зрителей. 

DSC02679.jpg

Например, заслуженная артистка России Елена Старостина, исполнительница роли Голды, вспоминает, как долго училась склонять голову перед мужчиной, отходить на два шага в сторону – оказывается, женщине нельзя даже становиться в тени мужчины! Андрей Дюженков рассказывал, как с интересом узнавал от Владимира Львовича о традиции варить варенье на костре в медных тазах (так делала бабушка Владимира Гурфинкеля), о важном на еврейских свадьбах блюде – фаршированной рыбе, которая в спектакле присутствует в виде декорации. 

DSC03894.jpg

Самые крошечные сцены детально разбирались с точки зрения национальной правдивости. При такой доскональной подготовке на спектакле «Поминальная молитва» всё ощущается по-настоящему. Здесь нет карикатур и шаржей, здесь к традициям и истории присутствует глубокое уважение. То, насколько это важно в наши дни, подтвердил в своем воспоминании Михаил Гасенегер, исполнитель роли Лейзера-мясника. Как-то раз на «Поминальную молитву» пришёл приятель Михаила Иваевича со своей 16-летней дочкой. Как и все зрители, она заметила на костюмах героев номера, но решила, что это почтовые индексы: раз в конце спектакля все герои разъезжаются и расстаются, им нужно было как-то не потеряться. Конечно, семантика этих номеров гораздо страшнее: они являют собой знак того, какая страшная участь уготована еврейскому народу в будущем и однозначно отсылает к фашистским концлагерям. Так семейная сага поднимается в спектакле до уровня национального эпоса. 

IMG_9894.jpg

ОДИН СПЕКТАКЛЬ – МНОЖЕСТВО ЭМОЦИЙ 
Почти 6 лет «Поминальная молитва» Владимира Гурфинкеля дарит зрителям возможность пережить столько эмоций, что хватит на целую жизнь. Если щит Ахилла – это модель мироздания, то «Поминальная молитва» – тоже воистину эпическое полотно, в котором сплетены рождение и смерть, радость и печаль, смех и слёзы, разные народы, разные веры, разные судьбы. «Поминальная молитва» органично сочетает в себе комедийное и трагическое. Сначала сюжет напоминает забавный анекдот о том, как «русский человек еврейского происхождения иудейской веры» Тевье-молочник пытается выдать замуж трёх из пяти своих дочерей, но все идет не так, как он задумал. Старшая отказывается от «выгодной» партии с богатым мясником и выходит за бедного портного, средняя связывает судьбу со студентом-революционером, а младшая венчается с православным, предавая веру отца ради своей любви. Постепенно в повествование о личных судьбах героев вплетается рассказ о судьбе целого народа, судьбе евреев в период усилившихся антисемитских настроений... 

За четыре часа, что длится спектакль, семья молочника Тевье становится для публики родной: вместе с героями зрители искренне смеются в первом действии и проливают слёзы во втором. В пьесе буквально каждая фраза – жизненная мудрость, от которой хочется то плакать, то смеяться. 

- Слово мужчины – закон! Вы сами так сказали… 
- Мало ли что я сказал. Не каждую глупость надо повторять!.. 

- Вы уже не в том возрасте, чтобы гнать коней... 
- При чем тут возраст?! У меня всё еще, как у молодого! 
- Вот это "всё" вы покажете потом своей невесте. Папе нужно другое: папе нужна обходительность! 

IMG_9812.jpg

«Это великое умение большого мастера, – рассказывал режиссер Владимир Гурфинкель в одном из интервью. – Шолом Алейхем – это мастер комической формы и абсолютно трагедийного содержания. Это и есть смысл произведения – смеяться над всем, иронично относиться ко всему, потому что жизнь конечна». 

Некоторые зрители сравнивают спектакль «Поминальная молитва» с аттракционом, который за несколько часов позволяет прокатиться по абсолютно разным эмоциям. Сопереживая персонажам, можно испытать целую гамму чувств – от горечи и ненависти до нежности и восторга. 

ЛЮБОВЬ ЗРИТЕЛЕЙ 
За свою жизнь на сцене спектакль «Поминальная молитва» снискал массу восторженных отзывов, рецензий, а по версии издания zvzda.ru вошла в список самых ярких культурных событий 2015-го. Постановку высоко оценили пермские и московские критики, но, самое главное, она получила прекрасные, добрые, теплые отзывы от зрителей, самыми первыми из которых, полученными «по горячим следам» после премьеры, мы решили поделиться: 

• Евгения Романова: Бесконечное спасибо Владимиру Гурфинкелю за постановку „Поминальная молитва“. <…>Полный зал, люди аплодировали стоя, эпос получился качественный. Главные герои Сергей Семериков и Елена Старостина замечательные. Потрясающая музыка, костюмы. Я как всегда плакала в самых сентиментальных местах. Очень добрый спектакль получился. Утреннее смс от сестры „Отличный спектакль! Так хорошо на душе стало“ У меня появился новый термин „театртерапия“. 

• Галина Паздерина: Очень приятные впечатления оставил спектакль. Несмотря на опасения г-на Гурфинкеля длительная постановка смотрится на одном дыхании. Юмор спасает время! Если он все же примет решение сократить ее я даже не могу представить, что можно вырезать. Елена Старостина в роли Голды (жена молочника) непревзойденна, чего только стоит ее финальный монолог! <…> 

• Ирина Федотова: Прекрасная работа! Тонкий, честный, замечательно придуманный и достойно сыгранный спектакль. Невероятная Лена Старостина! (монолог такой сильный, что мало кто в зале не рыдал). Удивил Сергей Семериков, мне кажется, это его звездный час, он – большой молодец. Думаю, что непросто удержаться и не скатиться в пошловатую пародию, не разговаривать с одесским акцентом, (к которому все привыкли, когда речь заходит о евреях), не интонировать там, где это неуместно, не заигрывать с публикой. Актерам вчерашнего спектакля это удалось. Удачный выбор персонажей – безусловная заслуга режиссера. Мои поздравления Владимиру Львовичу и его жене, безупречная картинка, очень красивая и живая, прямо вот настоящий театр. И плакали, и смеялись, в общем, было нескучно. Спасибо и успешной жизни спектаклю! 

• Лилиана Кашаева: Спасибо огромное всему коллективу ТТ за постановку грандиозного спектакля "Поминальная молитва"! Впечатления просто непередаваемые.. Совершенно забываются все хлопоты и проблемы, и окунаешься в другой мир. Отдельная благодарность Евгении Барашковой за роль Голды! От ее последнего монолога по телу прошла дрожь, ее голос это что то невероятное! Работы у всех было очень много, наверняка репетировали без сна и отдыха.. Но это того стоило! Режиссер просто ГЕНИЙ!!! Иначе не скажешь) Все выглядит очень естественно, будто выйдем из зала и окажемся на деревенской дороге, а вдали еще виднеются люди, выгнанные из родного села и ушедшие в неизвестном направлении. БРАВО ВСЕМ, кто работал на сцене и за ней!!!! Ваша работа очень важна и нужна, в такое нелегкое время особенно! 

Кстати, аплодировали «Поминальной молитве» не только пермские зрители: в это сложно поверить, но такой масштабный спектакль удалось вывезти на гастроли. В конце июня 2016 года его с восторгом посмотрели зрители Кирова. 

ДО СВИДАНИЯ, ЛЮБИМЫЙ СПЕКТАКЛЬ! 
Любой спектакль – живой организм, который рождается на репетициях, впервые встаёт на ноги перед зрителями премьеры, растёт и развивается от показа к показу, обживаясь в афишах, а спустя время закономерно заканчивает свою сценическую жизнь. 9 июля 2021 будет особенный показ «Поминальной молитвы», когда в зале, на сцене и за сценой соберутся те, кто по-настоящему любит этот спектакль. 9 июля 2021 года актеры, артисты балета, музыканты сыграют «Поминальную молитву» в последний, 45-й раз. «Все когда-то заканчивается», – говорит исполнитель роли Тевье Сергей Семериков. И коллеги ему вторят: всегда печально прощаться со спектаклем, но, видимо, этот момент наступил. 

«Поминальная молитва» прожила почти шесть лет и получила своё особенное место в сердцах всех, благодаря кому этот спектакль родился и каждый раз совершался как чудо. Жизнь «Поминальной молитвы» в репертуаре ТТ заканчивается, но начинается другая – в формате киноверсии от студии Ultralive. 

«… На моей могиле в каждую годовщину моей смерти пусть оставшийся мой сын, а также мои зятья, если пожелают, читают по мне поминальную молитву. А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и почитают вслух на любом, понятном им, языке, и пусть мое имя будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто…» (Шолом-Алейхем, из «Завещания»)

IMG_9890.jpg