ПЯТЬ «БАБ ШАНЕЛЬ» НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ
9 ноября на «Сцене-Молот» состоялась премьера музыкальной комедии «О том, как Сергей Сергеевич прославиться хотел». В основе спектакля – знаменитая пьеса Николая Коляды «Баба Шанель», которая не сходит со сцен самых разных театров нашей страны. Её ставили даже в Лодзи и Катовице (Польша). В чём секрет популярности пьесы о пяти престарелых солистках вокального ансамбля «Наитие» и их неугомонном руководителе и что делает постановки этой пьесы действительно интересными?
Николая Коляду называют отцом уральской драматургии (и даже шире – солнцем русской драматургии). Он живёт и работает в Екатеринбурге: пишет пьесы, обучает будущих драматургов в ЕГТИ, проводит конкурсы и фестивали – и, конечно, руководит собственным театром, где в его режиссуре идут спектакли по произведениям самых разных авторов и эпох. В 2010 году вышла в свет пьеса Николая Коляды под названием «Баба Шанель». Её главные героини – пять старушек в возрасте от 70 до 90 лет, и каждая из них обладает невероятным обаянием.
Николай Коляда
Пожилые женщины регулярно ходят на репетиции, спорят о том, кто лучше исполнил свою партию, и, главное, борются за внимание своего молодого руководителя Сергея. В какой-то момент жизнь героинь едва не рушится: их кумир решает сделать «ребрендинг» группы. Он предлагает сместить солисток на задний план, выдвинув вперёд новую исполнительницу – Розу Николаевну, которая моложе их всех. Для старушек это известие становится настоящим апокалипсисом, ведь в их жизни пение в ансамбле – последняя радость…
Сам драматург назвал свою пьесу комедией. Действительно, бойкий разговорный язык с народными прибаутками вызывает у зрителей неудержимый смех. Юмором наполнено даже само название, в котором утончённое французское слово «Шанель» соседствует с простой русской «бабой». Цветистая речь героинь, пересыпанная игрой слов, меткими и едкими ругательствами, цитатами из народных песен и стихов, отлично маскирует воистину трагический подтекст пьесы, который в каком-то смысле роднит комедию Коляды с театром абсурда. Ведь, если вдуматься, эти смешные, в чём-то наивные старушки никому не нужны, их жизнь лишена смысла, а поют они в актовом зале ДГ ВОГ – Всероссийского общества глухих, то есть их пения никто и не слышит.
Г. Я. Вербицкая ёмко выражает это соединение несоединимого в его пьесах так: «Пьесы Коляды <...> эксцентрические по форме, но драматические по содержанию <...>, водевиль в любую минуту у Коляды «грозит» превратиться в драму, а драма всякий раз может «разрешиться» анекдотом».
В итоге сидящие в зале зрители, как и всегда у Коляды, находят в спектакле повод и посмеяться, и поплакать, и вздохнуть. «Баба Шанель» трогает до глубины души. Драматург пишет о русских старухах с пронзительной нежностью, и настоящие чувства, которые транслируют со сцены артисты, невозможно не разделить. И потому жизнь «Бабы Шанель» на русской сцене будет долгой – в разных жанрах и режиссёрских интерпретациях, но всегда с душой.
Сегодня мы познакомим вас с пятью постановками этой пьесы Николая Коляды и расскажем, в чём «изюминка» каждой из них.
«Коляда-театр» (Екатеринбург), режиссёр Николай Коляда, 2011
Сцена из спектакля «Баба Шанель» Коляда-Театра (2011)
Впервые пьеса «Баба Шанель» была поставлена самим автором. К моменту премьеры «Коляда-театр» разменял первый десяток и многое пережил: и судебные тяжбы, и «рейдерский захват» здания, и голодовки… Но были и ежевечерние аншлаги, и множество фестивалей и гастролей (в том числе зарубежных). Вот что писали после приезда «колядовцев» в Москву в Российской газете:
«Коляда-театр» – сгусток неистовой, подпитанной корневыми соками энергии. Он простодушен, искренен, проницателен и эмоционален. Он балансирует на грани театрального карнавала и грубоватого народного балагана, и, казалось бы, нарушает все каноны нынешней «продвинутой» сцены, возвращаясь к тому театральному действу, что «обращает глаза зрачками в душу». И он возвращает театру – театр. <…> Зрители говорят о театральном катарсисе. Его позывные – смех, замирающий в сдавленном от слёз горле».
Действие в спектакле «Коляда-театра» разворачивается вокруг накрытого стола. Руководитель ансамбля «Наитие» Сергей одет в русский народный костюм, его солистки предстают перед зрителями в ярких сарафанах и расписных кокошниках, а «чуждый элемент» Роза Рябоконь – в камуфляжном костюме. Разругавшись с коллективом, она срывает с себя блондинистый парик и являет миру короткую, хоть и весьма женственную стрижку. Примирившиеся с «ребрендингом» ансамбля солистки, вынужденные уйти в тень, в финале спектакля скрываются за полупрозрачным занавесом, и света на сцене действительно почти не остаётся света. Все заветы Коляды-драматурга Коляда-режиссёр выполняет: зрители, искренне смеявшиеся в начале, дружно всхлипывают в конце.
Спектакль не сходит с екатеринбургской сцены уже 12 лет. В нём заняты звёзды труппы Николая Коляды, среди которых заслуженные артисты РФ Сергей Фёдоров и Наталья Гаранина, а также Тамара Зимина, отмеченная в 2023 году специальной премией «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Чтобы увидеть свердловскую постановку, выезжать из Перми не обязательно: её можно посмотреть онлайн. Однако никакая запись не передаст неповторимой энергетики, которой спектакли Коляды известны не только по всей России, но и за её пределами.
Театр «На Юго-Западе» (Москва), режиссёр Валерий Белякович, 2011
Сцена из спектакля «Баба Шанель» Театра «На Юго-Западе» (2011)
Лишь на месяц позже екатеринбургской премьеры своя «Баба Шанель» появилась в столице. Поставил её народный артист РФ Валерий Белякович – основатель и художественный руководитель театра «На Юго-Западе». Если в спектакле «Коляда-Театра» роли двух солисток ансамбля «Наитие» были отданы актёрам-мужчинам, то на сцену театра «На Юго-Западе» и вовсе выходит единственная женщина – заслуженная артистка РФ Галина Галкина, исполнительница роли Розы. Всех остальных персонажей играют мужчины.
Белякович увеличил количество участниц ансамбля «Наитие»: теперь старушек на сцене семь – как нот. В отличие от кропотливо выстроенного быта на сцене «Коляда-театра», где накрытый стол практически ограничивает актёров в перемещении, в спектакле театра «На Юго-Западе» больше свободного – пустого – и не только пространства: пуст огромный чёрный стол, роль задника играют мобильные зеркала, оптической хитростью удваивающие территорию действия, которую огораживают балетные станки. Никакого буйства красок, даже сарафаны выполнены из ткани, больше всего напоминающей мешковину. Компенсирует эту мрачность «кипучая деятельность» старушек: актёры лихо танцуют и поют, занимая собой всю сцену и даже иногда «выплёскиваясь» в зрительный зал от избытка чувств. Это превращает спектакль в настоящий аттракцион с акробатическими трюками, который неизменно вызывает радость у полного зала зрителей.
Выразить трагедию персонажей помогают костюмы (их тоже придумал режиссёр спектакля): после ухода Сергея Сергеевича самая пожилая старушка Капа разражается монологом о том, как ей «хочется жить и петь», и пускается в пляс, срывая с себя сарафан. Под ним – тренировочная униформа артиста, пришедшего в танцевальный класс: чёрная майка и обтягивающие штаны. Избавляясь от роли и превращаясь в артиста вообще, Капитолина как героиня умирает: актёр укладывается на всё тот же стол и остаётся без движения. А к финалу то же «разоблачение» происходит и со всеми остальными солистками ансамбля «Наитие», формально ещё живыми, но потерявшими смысл жизни.
Спектакль с успехом идёт в театре «На Юго-Западе» и по сей день, вот уже 12 лет. Чтобы получить живое впечатление, придётся отправиться в столицу, но тем, кому достаточно видеозаписи, предлагаем ссылку.
«Русская антреприза» имени Андрея Миронова (Санкт-Петербург), режиссёр Юрий Цуркану, 2014
Сцена из спектакля «Баба Шанель» театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова (2014)
Ученик Товстоногова Юрий Цуркану, режиссёр и актёр «Русской антрепризы», для своего спектакля по пьесе Коляды собрал настоящее созвездие петербургских актрис старшего поколения. Бойких старушек из ансамбля «Наитие» в этой «Бабе Шанель» сыграли народные артистки РСФСР Вера Карпова и Ирина Соколова, народная артистка России Татьяна Пилецкая, заслуженная артистка РСФСР Валентина Панина, заслуженные артистки России Елена Ложкина и Надежда Мальцева, артистки Татьяна Захарова и Ксения Каталымова, а руководителя ансамбля – Ярослав Воронцов.
В качестве эпиграфа спектакля театр использует строки из стихотворения Михаила Светлова «Охотничий домик»:
Старость – роскошь, а не отрепье.
Старость – юность усталых людей.
Поседевшее великолепье
Наших помыслов, наших идей.
Режиссёр рассказывает о своих героинях: «Их счастье – быть востребованными, быть любимыми. И речь идёт не об оформлении отношений, а о любви как о форме жизни. Продолжать любить означает отодвинуть время, отодвинуть старость, в каком-то смысле обмануть себя. И без этого обмана жить невозможно: как признать, что время уходит, что ты за ним не успеваешь». В спектакле старушки исполняют частушки и стилизуют хоровой номер под жестовую песню (раз уж выступают героини пьесы в ДК ВОГ).
Юрий Цуркану изменил текст пьесы Коляды, «вычистил» из него особенно забористые речевые обороты, что добавило спектаклю интонации ностальгического умиления, но сделало героинь менее выпуклыми и реальными. К такому ходу можно относиться по-разному: если зритель не любит «чернуху», за которую часто ругают Коляду, можно смело идти именно на «Бабу Шанель» именно в «Русскую антрепризу». А если вслед за самим автором возмутиться переписыванию чужого текста, трактовка Цуркану вам не подойдёт. В любом случае мы делимся записью спектакля, сделанной на московских гастролях театра «Русская антреприза».
«Театр имени Евгения Вахтангова» (Москва), режиссёр Николай Коляда, 2019
Сцена из спектакля «Баба Шанель» Театра имени Евгения Вахтангова (2019)
Спустя почти десять лет после создания пьесы «Баба Шанель» с драматургом связался директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок и пригласил поставить её в Москве. Вот как рассказывает об этом сам Коляда:
«Он позвонил в Екатеринбург и сказал такую фразу: «Николай, вы можете поставить спектакль без режиссёрских выпендрёжей?» Я говорю: «То есть?» Он: «Ну, вот как вы можете, про людей, про человеков». Я его понял. Сейчас очень часто, к сожалению, беспомощность актёров прячут за какую-то машинерию, то пионеры идут с барабанами, то снег пойдёт, то дождь. Артисты немного поговорят и опять что-то такое, делают какую-то картинку. Наверное, театр – это шоу, развлечение, надо что-то подобное делать, но всё же то, что всегда было, есть, будет и останется в театре прежде всего, – это актёры, их глаза, их душа, сердце, нервы, эмоции. Это то, что всегда возбуждает людей, сидящих в зрительном зале».
Роли старушек из ансамбля «Наитие» предстояло воплотить заслуженным артисткам России Елене Ивочкиной, Агнессе Петерсон, Элеоноре Шашковой, Светлане Йозефий, Наталье Масич, а также Вере Новиковой. Если раньше они работали с академическим прочтением классики, то персонажи из современной глубинки, живущими и выражающимися соответствующе, для них стали неизведанной, экзотической территорией. В прессе отмечали, что именно дистанция между героинями и их воплощением ярче всего отличала московскую постановку от екатеринбургской.
Оттого, наверное, на первый взгляд может показаться, что спектакль с Урала добрался до столицы практически в неизменённом виде: тот же праздничный стол с яствами в той же фронтальной композиции, тот же Ленин в правом углу, те же мизансцены… Но важнейшие изменения произошли в самой механике постижения характеров. Сохранены музыкальные интерлюдии, кокошники с неказистыми париками, не совсем политкорректные шуточки, но уже не понадобился азартный гротеск с играющими старух мужчинами, и первый акт проходил в сочувственной тишине: комедия характеров ушла в тень драмы тотального одиночества. Это тот спектакль, после которого молодые захотят позвонить своим старикам, и совсем другими глазами увидишь встреченную в метро пожилую женщину с кружкой.
«Театр Луны на Малой Ордынке» (Москва), режиссёр Наталья Когут, 2022
Сцена из спектакля «Баба Шанель» Театра Луны на Малой Ордынке (2022)
Замыкает нашу подборку последняя хронологически, но определённо любопытная трактовка пьесы Коляды. Она принадлежит Наталье Когут, которая превратила «Бабу Шанель» в… бурлеск-шоу. Спектакль получился ярким и динамичным, а вместо старушек на сцену выходят молодые актрисы, которые своими эффектными танцами пленяют любых мужчин старше 16, а не только баяниста Сергея.
Уверены, спектакль на пермской «Сцене-Молот» станет ещё одной заметной адаптацией пьесы Николая Коляды «Баба Шанель», ведь музыкальная комедия «О том, как Сергей Сергеевич прославиться хотел» создана по её мотивам и на основе музыкального переложения этой пьесы Александра Пантыкина режиссёром Борисом Мильграмом и музыкальным руководителем Театра-Театра Татьяной Виноградовой. А значит, интересная история, полная музыкальных аттракционов, зрителям обеспечена!