12 июля 2022
«РЕЗИДЕНЦИЯ ТТ»-2022: ИТОГИ ЛАБОРАТОРИИ
В Театре-Театре при поддержке Министерства культуры Пермского края во второй раз прошла лаборатория мюзикла «Резиденция ТТ». 10 либреттистов и 10 композиторов объединились в творческие команды, чтобы попробовать за две недели создать мюзикл с нуля. После первого этапа лаборатории – презентации синопсиса и музыкального материала – приглашённые режиссёры выбрали 5 работ, над которыми они хотели бы поработать. 7 июля на «Сцене-Молот» состоялись показы пяти эскизов спектаклей.
«РЕЗИДЕНЦИЯ ТТ»: ГОЛОСА УЧАСТНИКОВ
Победителем «Резиденции ТТ» стал мюзикл «Пой, моя молодость» композитора Анжелики Габибовой (Санкт-Петербург) и либреттиста Екатерины Тимофеевой (Уфа) в постановке режиссера Александра Золотовицкого (Москва). Проект после некоторой доработки будет поставлен в Театре-Театре.
Режиссёр Кирилл Люкевич (Санкт-Петербург) также получил диплом победителя и предложение продолжить работу над проектом «On air» вместе с его авторами – композитором Алиной Никитенко (Санкт-Петербург) и либреттистом Анной Кизиковой (Екатеринбург).
Оргкомитет «Резиденции ТТ» наградил дипломом победителя и режиссёрский тандем Марии Селедец и Филиппа Дьячкова (Санкт-Петербург), работавший над «Русской нефтью» (композитор Илья Шаров, либреттист Александр Плотников, Москва). Они получили приглашение на лабораторию молодой режиссуры, которая пройдёт на «Сцене-Молот» в декабре.
7 июля на «Сцене-Молот» прошли показы второго этапа лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ». Работы пяти команд-победителей первого этапа были представлены в виде эскизов спектаклей. Коучи лаборатории и руководство театра определили команды победителей, постановки которых хотели бы видеть на сцене ТТ. В этом материале мы даём слово участникам и коучам лаборатории и делимся с вами их впечатлениями и эмоциями от двух недель интенсивной работы в Перми, на протяжении которых мы брали у них интервью.
Марта Райцес, работавшая в качестве либреттиста над эскизом спектакля «Вчера в Москве умер Будда», рассказала о работе с коучами и о том, что отличает её от остальных драматургов, приехавших на лабораторию:
«Нам повезло. Нам попались коучи-практики, но не в нашей сфере: не композитор и либреттист, а режиссёр, Борис Мильграм, и человек, который теоретически глубоко профессионально всё осознаёт, музыковед Юлия Бедерова. Нам с Глебом как бы достроили виртуальную команду. Коучи нам рассказывали, как бы это могло быть на их поле, с точки зрения тех компетенций, которых у нас нет. Для нас это было огромной пользой: можно сказать, пока у нас ещё не было режиссёра, с нами уже работал виртуальный режиссёр. Я единственный драматург, который сдал текст уже 30 июня, в силу чего я была в музее современного искусства, попыталась попасть в музей Дягилева (он оказался закрыт), была в Горьковском парке и каталась на колесе обозрения. То есть я, наверное, единственный из драматургов, который сможет потом написать пьесу про Пермь – я её видела!»
Композитор Мария Аникеева, создававшая музыкальный материал для эскиза «Человек не отсюда», за время лаборатории написала своё сочинение дважды и нашла полезный «побочный эффект» плотного графика:
«После презентации я всё начала писать заново. На первом этапе лаборатории была задача ярко представить материал, а сейчас – работать с живыми музыкантами, поэтому все 25 минут музыки я писала заново. Закончила ночью. На лаборатории возникло какое-то концентрированное пространство, в котором много людей, делающих общее дело. Это взаимопроникновение энергий просто невероятно. В профессиональном плане, мне кажется, я только после окончания «Резиденции» пойму, что со мной произошло, что стало лучше. А сейчас есть ощущение наполненности и того, что из этого потом что-то получится. Возможно, какое-то академическое сочинение... Ко мне здесь пришло понимание важности и ценности того, что я делаю и предлагаю. На лаборатории всё нужно делать быстро, у меня нет времени посомневаться – и это работает, к моему удивлению».
С режиссёром эскиза «On air» Кириллом Люкевичем мы поговорили о горизонтальных знакомствах и о том, что он успел увидеть в ТТ:
«Самое главное, что даёт лаборатория, – это горизонтальные знакомства. Почвы для знакомства художников очень мало. Сложно представить такую ситуацию, когда ты приходишь в театр на спектакль, видишь художника и говоришь: давайте познакомимся. Это так не работает! А здесь мы неделю работаем втроём, потому что так совпало. Но здесь же есть ещё 20 человек! И ты слышишь, что они пишут, слышишь музыку, и говоришь: круто, давай в следующий раз сделаем что-нибудь вместе. Это же самое главное. Появляются соавторы, единомышленники, созвучные тебе люди. Ты понимаешь, кому можно предложить вместе пофантазировать над будущим проектом. Мне кажется, для актёров возможность поработать с новыми режиссёрами тоже очень полезна. Это шанс наладить коммуникацию: другой подход как другой язык, это совсем не просто. Каждый режиссёр работает кардинально по-разному из-за разного бэкграунда. Я бы сам с удовольствием посидел на репетициях других режиссёров лаборатории, мне очень интересно, как кто работает. Жаль, что времени на это мне не хватило. Но к Марку Букину на репетицию «Раскольникова» я попросился, потому что мне это очень интересно. Я никогда раньше не видел, как создаются настолько масштабные проекты».
Александр Золотовицкий, режиссёр эскиза «Пой, моя молодость» (композитор Анжелика Габибова, либреттист Екатерина Тимофеева), поделился с нами своими ощущениями от второй в своей жизни лаборатории и о репетициях, когда «всем прикольно»:
«Я из режиссёрской группы самый младший, новичок, дебютант, это моя вторая лаборатория в жизни, я только что выпустился из ГИТИСа, мой педагог – Олег Львович Кудряшов. <…>. Я всё ещё неоперившийся птенец. Всё, что я делал раньше, я показывал Олегу Львовичу, и тут впервые этого не было. Я за 15 минут до показа думал: «Как же это всё сейчас будет плохо, Олег Львович бы меня выгнал!» Это очень интересное ощущение, нужно привыкать к самостоятельности. Для меня было очень важно бережно подойти к пьесе Екатерины Тимофеевой. Я пытался очень плавно в эту историю войти – не знаю, получилось ли. Надеюсь, что получилось. Хотя немножко композицию пришлось поменять, я настоял на этом. Для меня на данный момент важен не результат, не продукт, а репетиционный процесс, который проходит весело: с шутками, с мемами. Для меня это номер один – когда классная репетиция, когда всем прикольно, когда все бегают и что-то придумывают. Я не тиран, я очень мягенький режиссёр. Если артистам было весело, для меня это сейчас самое главное, хотя, конечно, разбирать хорошо тоже хочется».
Одним из коучей команды, которая представила на лаборатории эскиз под названием «Русская нефть» (Илья Щаров, Александр Плотников, Мария Селедец, Филипп Дьячков), был Михаил Бартенев. И свою роль он выразил очень образно, со свойственной ему метафоричностью:
«Я, по большому счёту, никакой не коуч, не учитель, я не читаю лекции. Но к тем, с кем я работаю, я просто подсоединяюсь и пытаюсь на какое-то время стать соавтором. И я знаю, как это бывает важно для очень многих авторов – получить что-то вроде стенки, с которой теннисисты работают, отбивая мяч. Есть люди, которые точно знают, чего хотят, и мячики могут отлетать бесконечно, сколько ему ни говори. А кто-то, наоборот, слишком рьяно бросается выполнять всё, что я сказал. Всё очень по-разному, но мне это всё интересно».
«Резиденция ТТ»-2022 подошла к концу. Поздравляем всех участников проекта с новым опытом, новыми знакомствами, новыми знаниями и навыками.
Лаборатория мюзикла «Резиденция ТТ» проходит на базе Пермского академического Театра-Театра при поддержке Министерства культуры Пермского края.
Фотограф Никита Чунтомов
Фотограф Никита Чунтомов