«СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ» В СЕМИ ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
16 марта – день очень необычной премьеры на «Сцене-Молот». В этом спектакле пьеса Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой», наполненная одновременно эксцентричным житейским абсурдом и пугающей метафизикой, соединилась с инсталляцией из 77 бытовых приборов. Полноценный «живой» оркестр звучит в реальном времени, «подыгрывая» персонажам пьесы: программисту Серёже, его жене Маше и трём очень странным курьерам, которые принесли таинственную посылку, но почему-то отказываются уходить.
Спектакль «Серёжа очень тупой» окружает множество загадок и вопросов, ответить на которые мы предложили композитору и режиссёру премьеры Владимиру Ранневу.
Фото Никиты Чунтомова
1. Почему «Серёжа очень тупой»?
Я услышал «Серёжу» три года назад на читке в Псковском драмтеатре, где проходил фестиваль Данилова. И я смеялся вместе с публикой, тогда мне эта пьеса показалась легкой эксцентричной комедией. Но позже, когда я её перечитал, мне уже было не смешно – как всегда у Данилова, под поверхностью бытовой зарисовки скрываются толщи жёсткой социальной критики. Пьеса, как оказалось, довольно страшная. И её благополучный финал, как мне кажется, у автора вымученный. Я его купировал, у меня эта история заканчивается исчезновением Серёжи и осознанием Машей, его женой, что она Сережу навсегда потеряла. Разумеется, я получил согласие драматурга на эту купюру. Тем более, что я ничего от себя в тексте не добавлял, просто отсёк от оригинала финальную сцену. По-моему, это очень трагическая пьеса и очень современная.
2. Почему Серёжа – очень тупой?
Серёжа – современный молодой человек из поколения прогрессивно мыслящих людей с правильными ценностями. Он понимает, как выстраивать собственную жизнь, искать в ней какой-то интерес, чего-то добиваться, но – именно исходя из этих правильных ценностей – исключительно в тех рамках, что ему предлагает окружающий мир, к которому он относится как к данности, особо не задумываясь, почему в нём всё именно так устроено. У него редуцировано критическое мышление, и именно такая социальная астения делает его удобной мишенью для манипуляций. В него, не познавшего добра и зла, злу легко просочиться, что оно и делает в ходе пьесы до прихода Маши. Эти странные курьеры из службы, которая, как они говорят, «была, есть и будет всегда», знают тонкости внедрения в человека – то пряником, то шантажом, то опять «по душам». Они обволокли и измотали его до гуттаперчевого состояния, но в самый неподходящий для них, но спасительный для Серёжи момент появляется Маша.
3. Почему появление Маши изменяет ход событий?
Маша у Данилова – это его Соня Мармеладова. Курьеры, которые периодически поют «мы с душой работаем», пришли за серёжиной душой, и Маша четко улавливает повисший в квартире запах «козлятины». Есть такая опера у Бенджамина Бриттена, «Поворот винта». Там поворотный момент – это слова главного героя, подростка, обращённые в момент прозрения к персонажу-злодею: «Ты – дьявол!», после чего зло теряет силу и схлопывается. То есть распознать зло и назвать его таковым – значит уже победить его. Маше это удаётся, она выпроваживает курьеров и зло на какое-то время отступает.
Фото Никиты Чунтомова
4. Почему было важно остановиться, не дойдя до финала пьесы?
Чтобы не спойлерить и не пересказывать пьесу, скажу лишь, что Данилов не любит резких движений ни в своем творчестве, ни в жизни, поэтому обычный финал в его пьесах, какие бы абсурд и чертовщина в них ни происходили – «жизнь течёт своим чередом». То есть ей, жизни, оставляется шанс еще раз войти в ту же воду. В общем-то, некоторое время назад окружающее располагало к этому, но сейчас в воздухе висит совсем другое чувство – как было, уже не будет. И если к Серёже постучались эти курьеры, то просто так они не исчезнут. В результате они все-таки его уводят и Маша оплакивает мужа. В пьесе Серёжа возвращается и жизнь течёт своим чередом, но, повторюсь, сегодня такой финал мне кажется вымученно благополучным.
5. Почему вместо музыкальных инструментов звучит оркестр бытовой техники?
Серёжу, как и всех нас дома, окружает бытовая техника, созданная для уютной комфортной жизни. Это наши домашные друзья, они привыкли к этой роли и, если в доме что-то не так, то, может, они не меньше нас или наших домашних животных ощущают опасность, у них начинается тревога, даже паника. Вот и более 70 бытовых приборов на сцене начинают реагировать на происходящее светом и звуком, становясь – согласно прописанной партитуре – «оркестровой» частью действия. Они почуяли появление какой-то странной энергии, исходящей от незваных гостей, и оживают по своей воле, в доме возникает полтергейст.
Фото Никиты Чунтомова
6. Почему в спектакле «Серёжа очень тупой» вы совмещаете роль композитора и режиссёра?
Оркестр бытовых приборов – это не только мои «музыканты», это ещё и сценографическое решение, поэтому здесь собственно музыкальный материал – прерогатива композитора – становится одновременно и сценической частью действия. Если говорить о жанре оперы, то это скорее опера-инсталляция, хотя здесь живые актеры, которые двигаются и поют. В работе с ними мне очень помог куратор «Сцены-Молот», режиссёр Марк Букин, эта помощь неоценима, и я ему за это благодарен. А вообще это тот случай, когда вся конструкция действия, где сценическое и музыкальное представляют из себя целостную структуру, появляется как сложившийся замысел, поэтому я и оказался здесь не только композитором.
7. Почему оперу «Серёжа очень тупой» стоит увидеть?
Потому что такого вы не увидите больше нигде!
Фото Никиты Чунтомова
Театр – это территория творческих поисков и интерпретаций. В зрительном зале можно увидеть спектакль, который не отвечает на сложные и волнующие многих вопросы, а приглашает к совместному размышлению над ними. Камерная опера Владимира Раннева «Серёжа очень тупой» именно такая. Поздравляем всю команду этого удивительного спектакля с премьерой!