26 августа 2020
СЕЗОН ОТКРОЕТ ВАЖНЫЙ ДЛЯ ТТ СПЕКТАКЛЬ
1 сентября 2020 года Пермский академический Театр-Театр откроет 94-й театральный сезон премьерой оперы для драматических артистов «Антигона» (16+). Подобный жанр появится в репертуаре театра впервые. Музыка и либретто оперы были написаны эксклюзивно для ТТ и нигде до этого не звучали.
Накануне премьеры композитор Ольга Шайдуллина, режиссер Роман Феодори, драматург Женя Беркович, дирижер-постановщик Владимир Никитенков и художественный руководитель ТТ Борис Мильграм обсудили новый спектакль и новый сезон с пермскими СМИ.
ПОЧЕМУ «АНТИГОНА»? ПОЧЕМУ В ПЕРМИ?
Режиссер Роман Феодори (Красноярск), драматург Женя Беркович (Москва) и композитор Ольга Шайдуллина (Москва) давно мечтали написать и поставить на большой сцене оперу для драматических артистов. Сотрудничество с Театром-Театром позволило им эту давнюю мечту осуществить. В редком театре кроме поющей актерской труппы есть собственный оркестр и собственный балет. В Театре-Театре все сошлось.
В процессе работы к команде присоединились художник-постановщик Даниил Ахмедов (Красноярск) и художник по свету Тарас Михалевский (Москва), творчество которых знакомо пермским зрителям по мюзиклу «Карлик Нос». Хореографом спектакля стала Татьяна Баганова, художественный руководитель и хореограф екатеринбургского театра «Провинциальные танцы». В качестве дирижера-постановщика спектакля выступил Владимир Никитенков, хормейстер Театра-Театра.
Роман Феодори, режиссер-постановщик оперы для драматических артистов «Антигона», художественный руководитель Красноярского ТЮЗа, неоднократный номинант и лауреат премии «Золотая Маска»:
«Мы взяли материал, который кажется нам очень современным. Если задуматься, все мы ежедневно должны принимать решения: кто-то в масштабах семьи и близких, кто-то – в масштабах предприятий и городов. В «Антигоне» нам был интересен именно этот личностный план – тема человека, вынужденного выбирать и оставаться верным своему выбору до конца. В спектакле мы не будем обличать или оправдывать кого-то из героев. Мы хотим показать две точки зрения, диалог между двумя правдами и оставить зрителю право выбирать, на чьей он стороне – Креонта или Антигоны.
К слову, с Даниилом Ахмедовым мы уже ставили «Антигону» в Эстонии в Русском театре драмы. В основе того спектакля были сразу три пьесы трех разных драматургов – Софокла, Ануя и Брехта. В Перми же «Антигона» поставлена, во-первых, по авторскому либретто, во-вторых, в жанре оперы для драматических артистов».
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ СЕГОДНЯ
Борис Мильграм, художественный руководитель Театра-Театра:
«Я очень благодарен Роману за данное предложение. Это важный для нас спектакль, важная веха, очередной шаг на пути к музыкальному театру. Есть разные варианты пьес на основе знаменитого древнегреческого мифа об Антигоне. Женя Беркович сделала свой, он абсолютно авторский и тяготеет к древнегреческой трагедии. По сути это она и есть. Я бы определил спектакль «Антигона» как древнегреческую историю сегодняшнего дня».
Действие пьесы происходит в разрушенном гражданской войной, заваленном разлагающимися трупами городе: воздух отравлен, невозможно ходить, трудно дышать. Зрители пермской «Антигоны» не увидят на сцене античных колонн и людей в тогах. Город не будет похож на греческие Фивы. При создании визуального образа спектакля и костюмов художник Даниил Ахмедов опирался на эстетику постапокалипсиса, ядерной чернобыльской катастрофы. Была придумана минималистичная декорация по принципу павильона, трехгранный куб, который стал одновременно тронным залом царя Креонта, городской площадью, убежищем, тюрьмой, погребальной комнатой, а может быть, целым государством.
Художественное пространство спектакля – город, разрушенный гражданской войной и окутанный смрадом разлагающихся трупов, где жителям физически тяжело дышать – было придумано постановщиками в октябре 2019-го, задолго до пандемии. В костюмах персонажей появились респираторы, а затруднённое дыхание стало отправной точкой в звуковом «коде» оперы. Как сказал на пресс-конференции Роман Феодори, «Антигона» ни в коем случае не спекулирует темой Covid 19: «Спектакль был готов 15 марта 2020 года и ничего ни в сценографии, ни в либретто после карантина мы не меняли». «Просто так устроено в этом мире: художники всегда что-то предвидят», – добавил Борис Мильграм.
АБСОЛЮТНО АВТОРСКИЙ ТЕКСТ
Автором литературной основы оперы «Антигона» стала Женя Беркович, ученица Кирилла Серебренникова, режиссер, переводчик, драматург, поэт.
«Мы долго искали форму, подход к древнему мифу об Антигоне, – поделилась Женя Беркович. – Софокл, Ануй, Брехт – все интерпретации были перечитаны и отвергнуты. Ни одной цитаты из этих пьес вы не услышите, хотя, конечно, в каком-то смысле все они живут в нашем спектакле. Для оперы «Антигона» было создано абсолютно новое оригинальное произведение, построенное на двух либретто, драматургической игре с текстом».
Текст в спектакле существует в двух параллельных измерениях – тот, что произносится и пропевается артистами, и тот, что транслируется в виде титров на декорацию. «Субтитры» написаны гекзаметром: это как бы имитация отдельной, «классической» пьесы. Тексты для пения и говорения – деконструкция, расщепление гегзаметра: где-то пропеваются отдельные слова, складывающиеся в дополнительные смыслы, где-то – лишь половина строк и т. д. Чем дальше развивается сюжет, тем больше в самой ткани спектакля и в музыке присутствует гегзаметр.
Женя Беркович: «Для меня это история про разрыв между красотой (и неправдой) трагедии и тем, что переживает конкретная личность со своей правдой. Это история про то, как из реальной, страшной человеческой трагедии создается величественный, торжественный, лакированный миф».
МУЗЫКА, НАПИСАННАЯ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ТТ
Ольга Шайдуллина, композитор, дирижер, аранжировщик, номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», преподаватель ВГИК; работы в ТТ в качестве композитора – спектакль «Анна Каренина», опера для драматических артистов «Антигона»:
«Я писала музыку именно под состав оркестра ТТ, под конкретных драматических артистов, конкретный хор. Получился эксклюзивный проект, опера, демонстрирующая весь арсенал средств, доступных современной академической музыке, но существующая в условиях и по законам драматического театра.
«Антигона» – пример музыкального языка, в котором сочетаются разные вокальные жанры (от сложно ритмизованных речитативов до примитивных колыбельных), синкапированные структуры, нетрадиционное звукоизвлечение (препарированное пианино и др.). Например, пролог построен на харпинге, кашле, скрипах, шипах, благодаря чему зрители на физическом уровне чувствуют состояние жителей Фив, задыхающихся от смрада трупов. Без этого погружения в атмосферу сложно понять всю глубину трагедии Креонта, мотивов его «да».
В музыке «Антигоны» много экспрессивности, терпкого, диссонирующего звучания. Но если зритель попробует сонастроиться с таким сложным языком, он попадет в многомерное пространство идей, эмоций, мыслей, которое интересно исследовать в этом спектакле».
СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ РАЗНОГО ЗРИТЕЛЯ
Как отметили на пресс-конференции постановщики, опера для драматических артистов «Антигона» получилась непростой для восприятия, но в то же время интересной для самого разного зрителя. Можно постигать сложную музыкальную партитуру Ольги Шайдуллиной, погружаться в оригинальные тексты Жени Беркович, отслеживать пластические решения Татьяны Багановой, считывать сценографию Даниила Ахмедова и световую партитуру Тараса Михалевского, размышлять над режиссерским замыслом Романа Феодори или наслаждаться актерской игрой и вокалом ведущих артистов Театра-Театра. Оперу для драматических артистов «Антигона» можно смотреть и пересматривать как талантливое, многомерное, глубокое произведение, созданное будоражить и надолго оставаться в памяти.
ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ – ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ
1 сентября премьерой оперы для драматических артистов «Антигона» Театр-Театр откроет 94-й театральный сезон. Новую постановку можно будет увидеть 1-4 и 7-9 сентября По рекомендациям Роспотребнадзора, рассадка зрителей будет организована в шахматном порядке с заполняемостью зала 50%. В течение всей премьерной серии зрителям будут выдаваться защитные маски, дизайн которых был разработан специально к «Антигоне». Фойе большой сцены будет традиционно тематически оформлено: зрители уже с порога театра будут попадать в послевоенный город Фивы и существовать по его законам.
Следующей большой премьерой сезона станет драматический спектакль с использованием возможностей новой сцены «Загадочное ночное убийство собаки» 12+ режиссера Данила Чащина. До конца года планируется также представить спектакль «Таланты и поклонники» Марата Гацалова. Несколько новых постановок готовятся на малой сцене и в формате выездных спектаклей.
Театр-Театр готов к встрече со зрителями!
Фотограф – Никита Чунтомов