«УСПЕВАЙТЕ БЫТЬ ОРИГИНАЛЬНЫМИ!»
10 июня в Театр-Театр съехались либреттисты и композиторы со всей России – участники четвёртой лаборатории мюзикла «Резиденция ТТ». После предварительного дистанционного этапа Театр-Театр собрал их в Перми, и сразу же начался творческий процесс: участники объединились в пары и стали работать над синопсисом и музыкальным материалом новых оригинальных мюзиклов. Ведь представить результат нужно было уже 16 июня!
Решать, кто пройдёт в следующий этап лаборатории, предстояло коучам и приглашённым режиссёрам. Но все сотрудники театра, которые провели этот день вместе с лаборантами и коучами, тоже оценивали каждое выступление: для всех заинтересованных в «Резиденции ТТ» был подготовлен специальный бланк для заметок и оценок, в котором предлагалось отметить троих победителей. Забегая вперёд, скажем, что мнение артистов, представителей художественно-постановочной части, режиссёрского управления и отдела развития совпало с вердиктом коучей и режиссёров.
А теперь расскажем о каждой презентации творческих пар, но коротко, ведь самое интересное – впереди.
1. «Умри, Денис, ты лучше не напишешь»
либреттист Дмитрий Тарасов, композитор Сергей Шестаков
коучи – Ая Макарова и Владимир Раннев
В одном абзаце:
Название мюзикла – фраза, приписываемая князю Потёмкину, будто бы сказанная им Денису Ивановичу Фонвизину после премьеры пьесы «Недоросль». Хотя, говорят, что в день премьеры Потёмкин находился на юге России, да и Фонвизина не очень-то любил… В общем, добро пожаловать в эпоху Просвещения! Здесь совершаются научные открытия и политические реформы, свои арии поют Ломоносов и Екатерина II, а заглавный герой проходит (то в мажоре, то в миноре, то в опале, то в фаворе) путь от потерянного лицеиста до прославленного потомками автора. В общем, вполне себе русский «Гамильтон». Кстати, арию Ломоносова на презентации исполнил помощник режиссёра Михаил Коняев, а арию Фонвизина – коуч команды Владимир Раннев.
Ария Михаила Ломоносова в исполнении Михаила Коняева. Фото Никиты Чунтомова.
В одной цитате:
Формула успеха, её первый элемент:
Сделать дело первым и успеть забрать патент.
Формула успеха, элемент её второй:
Если универа нет – возьми и свой открой.
Вовремя покланяйся, сделай комплимент –
Вот формулы успеха третий элемент!
(из арии Ломоносова)
2. «Первый – последний»
либреттист Ульяна Румянцева, композитор Арина Черепович
коучи – Михаил Бартенев и Ольга Шайдуллина
В одном абзаце:
Всё начинается как спортивная драма, а кончается концом света (некоторые темы не теряют актуальность с лаборатории прошлого года). Юные пловцы и пловчихи внезапно обнаруживают в сломанной душевой спрятанную сценаристами сюжетную дыру и осознают, что попали в фильм, а значит, через полтора часа, с началом титров, они исчезнут навсегда и никакое завтра не наступит. Кто-то хочет выбраться, кто-то пытается изменить сюжет, а кому-то играть свою роль вполне нравится. Ещё до начала работы на лаборатории артистов авторы показали, что и сами могут использовать реквизит и менять костюмы, а также режиссировать и исполнять акробатические номера.
Композитор Арина Черепович представляет музыкальный материал. Фото Никиты Чунтомова.
В одной цитате:
Олег. Дорогой сценарист, иди на…
Настя. Отвяжись!
Сочини себе лучшую личную жизнь.
Вместе. Мы решили, что можем и сами решать,
На кого нам влюблённо смотреть, не дыша.
3. «Книжные дети»
либреттист Катя Свердлова, композитор Екатерина Хмелевская
коучи – Михаил Бартенев и Ольга Шайдуллина
В одном абзаце:
Девятиклассница Полина любит воображаемый мир литературных произведений с его героями и приключениями куда больше, чем реальный мир общеобразовательной школы с его придурками-одноклассниками. Как раз они однажды решают разыграть Полину и убеждают, что волшебное заклинание, прочитанное в школьной библиотеке, отправит Полину в её любимые книги. Да вот только это внезапно оказывается правдой, и современные школьники попадают прямиком к контрабандисту Янко, Ундине и Слепому, а затем к кровожадному помещику Белкину (надеемся, вы помните школьную программу и узнали произведения классиков).
Катя Свердлова читает синопсис мюзикла. Фото Никиты Чунтомова.
В одной цитате:
Проклятая повозка на снежной колее,
Метелью завывают демоны во тьме.
С душой попрощалась юная жена,
В церкви обвенчалась с инкогнито она!
(из куплетов Белкина, исполняется в стиле группы «Король и Шут»)
4. «Как Карманов помирать собрался, или почему так важно вовремя менять полотенца»
либреттист Елизавета Булаева, композитор Серёжа Сирин
коучи – Михаил Бартенев и Ольга Шайдуллина
В одном абзаце:
Богатый и успешный Вячеслав Андреевич Карманов 43 лет, чья жизнь могла бы быть идеальной, если бы не одиночество (и гастрит), пишет предсмертную записку, совершает задуманное и попадает… в небесную канцелярию. Таким, как он, в рай не положено, но симпатичная секретарша решает провести анализ жизни Карманова и на основе бесед с контактировавшими с ним людьми решить, в раю тому место или в аду. Кто же решит судьбу Карманова: личная помощница, первая жена, друг, родители, первая школьная любовь или… кондуктор троллейбуса?
Финал презентации творческого дуэта в стиле пляжного караоке. Фото Никиты Чунтомова.
В одной цитате:
В купальниках девушки и плечи в сметане,
К вечеру станет проще дышать,
Мы будем танцевать, словно в нирване,
И смерти нас никогда не достать!
(пляжное караоке)
5. «Абсолютный слух»
либреттист Кристина Бердникова, композитор Константин Комольцев
коучи – Борис Мильграм и Юлия Бедерова
В одном абзаце:
Скрипач Антон репетирует каждый день. Музыка его уже бесит. Танцовщица Люся каждый день проводит в зале. Её странных танцев никто не понимает. Однажды случайно (или совсем не случайно) Антон видит, как Люся странно танцует под странную музыку, и решается с ней заговорить. Но Антон, парень с абсолютным слухом, не знает, что Люся совсем не слышит.
Кристина Бердникова читает за Люсю, используя РЖЯ. Фото Никиты Чунтомова.
В одной цитате:
не стрёмно чего-то не знать
хотя это конечно задачка класса для третьего
но в целом я
если ты не заметила
своего рода уникум
ну типа талантливый очень
преподы говорят
за мной встанут в очередь
все филармонии мира
но ты не подумай
я совсем не понтуюсь
я так
6. «Китайское печенье»
либреттист Мария Бердинских, композитор Антон Светличный
коучи – Борис Мильграм и Юлия Бедерова
В одном абзаце:
Семиклассница Аня Василькова влюблена в k-pop-айдола Ха-Джуна, что совершенно обычно для многих 14-летних девочек сегодня. И жизнь у Ани тоже вполне обычная: надо пошушукаться с подружками в школьном туалете, не попасться завучу Андрею Палычу с вейпом, выслушать нотации мамы, а ещё – угостить школьную уборщицу китайским печеньем, которое учительнице на 8 марта дарить стрёмно. Необычно в этой истории только одно: совсем скоро Аня узнает, что умеет исполнять желания других людей.
Антон Светличный представляет музыкальные референсы к ещё не написанным номерам.
В одной цитате:
Сначала парение, потом табакокурение и наркомани́я!
Алкогольная интоксикация, распутство, деградация и психиатрия!
Вы пожар могли устроить, спонсоров расстроить,
Ведь они недавно здесь сделали ремонт!
Мы стараемся для вас, мы всё делаем сейчас,
Чтобы вам было приятно проводить время в туалете, а вы?
Чем нам платите вы?
(из арии Андрей Палыча «Формальдегид»)
7. «Забыл селфи-палку»
либреттист Дмитрий Ретих, композитор Вадим Генин
коучи – Ая Макарова и Владимир Раннев
В одном абзаце:
У молодого театрального режиссёра Вадима Пластунова есть жена, актриса Соня, но нет работы. После очередного скандала он берёт со стола селфи-палку и идёт в спальню к Соне. Затем Вадима приглашают на постановку в провинциальный театр, куда они с Соней приезжают и замечают очень много странностей: что вахтёрша и худрук говорят стихами, что репетиция напоминает сцены из их с Соней семейной жизни, что пьеса, мягко говоря, паршивая (но это-то, пожалуй, наименее странно)… В общем, Вадим берёт всё в свои руки. Забежав перед премьерой в кабинет худрука, Вадим застаёт его в белом халате, и худрук объясняет ему, что никакой это не театр, а институт психиатрии, куда режиссёр попал после того, как задушил свою жену селфи-палкой. Занавес. В смысле занавес открывается, потому что Вадим всё равно решил выйти на сцену и сыграть свой спектакль. Кстати, весь музыкальный материал в этом мюзикле собран из звуков, записанных за первую неделю лаборатории в Театре-Театре.
Дмитрий Ретих читает за всех, как и требует выбранный жанр. Фото Никиты Чунтомова.
В одной цитате:
У вас есть ночь и день, и времени вагон…
Мне кажется, что ваш вопрос решён.
Вы цену набиваете, я верно счёл?
Это похвально, буду ждать ещё,
Ещё, ещё, и сколько нужно будет.
Поверьте, нам нужны такие люди!
(из арии худрука)
Последняя, восьмая, презентация отличалась от всех – она была представлена в рамках питчинга. Это нововведение лаборатории «Резиденция ТТ»-2024. Такие творческие команды представляют свои замыслы, но не участвуют в общем конкурсе: решение, будет ли представленный материал взят в работу, руководство театра принимает отдельно. И первая работа в рамках питчинга была показана уже на первой неделе лаборатории.
8. «Кукурузная азбука» (питчинг)
по пьесе Павла Пряжко, композитор Владимир Раннев, режиссёр Дмитрий Волкострелов
В одном абзаце:
В 2017 году в Беларуси 80-летняя старушка заблудилась на кукурузном поле. Она ушла встречать коров, которые возвращались с пастбища. Милиция, сотрудники МЧС и односельчане искали её всю ночь и нашли утром, обессиленную, но живую. Эта реальная история вдохновила драматурга Павла Пряжко. По его пьесе Дмитрий Волкострелов сочинил спектакль, в котором зритель тоже может почувствовать себя «заблудившимся» среди вещного мира и звучания текста Пряжко.
Фото Никиты Чунтомова
В одной цитате:
И.
Р. Р. Р.
Ритруб.
Мак.
Бур. Рита. Ира.
Ира – Максим.
Гена. Иван.
Галя.
Последний… Максим
Мак-штраф.
Максим был дома.
Убрала ушла.
После целого дня показов и долгого обсуждения презентаций оргкомитет лаборатории принял решение, что работу в рамках второго этапа лаборатории продолжают:
· Режиссёр Виктория Печерникова, либреттист Ульяна Румянцева, композитор Арина Черепович, мюзикл «Первый – последний»
· Режиссёр Роман Габриа, либреттист Елизавета Булаева, композитор Серёжа Сирин, мюзикл «Карманов умирает»
· Режиссёр Тимур Кулов, либреттист Мария Бердинских, композитор Антон Светличный, мюзикл «Китайское печенье»
Также театр дал возможность приступить к созданию эскиза ещё двум творческим командам. Либреттист Кристина Бердникова и композитор Сергей Шестаков объединятся для работы над мюзиклом «Абсолютный слух», где в качестве режиссёра к ним присоединился Дамир Сайранов. А либреттист Люся Прохоренко и композитор Виталий Корбесашвили попробуют совместить свои роли в этой лаборатории с режиссурой эскиза.
Фото Никиты Чунтомова
Итоговые показы лаборатории состоятся 23 июня. Желаем участникам успехов!