09 марта 2023

В ТЕАТРЕ-ТЕАТРЕ ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ГОСТИНИЦА “ЦЕНТРАЛЬНАЯ”»

2 марта в репертуаре ТТ появился новый драматический спектакль. Подарок к юбилею любимого города, светлая ностальгическая история, открытка с любовью – всё это о ней, о «Гостинице “Центральная”».

КОМАНДА ПРЕМЬЕРЫ

Над созданием спектакля, приуроченному к 300-летию Перми, работала постановочная команда, бо́льшая часть которой зрителям нашего театра уже знакома. Режиссёр Елена Невежина (Москва) дважды становилась номинантом «Золотой Маски» как лучший режиссёр: в 1999 и 2014 году, причём во второй раз – за спектакль «Географ глобус пропил» в Театре-Театре. Над литературным текстом, звучащим в спектакле, вместе с режиссёром работали два драматурга – Валентин Донсков (Москва) и Ксения Гашева (Пермь). Валентин Донсков выступал в качестве сценариста и режиссёра ряда фильмов и сериалов в жанре детектива, драмы и мелодрамы, а также телепередач на каналах «Культура», НТВ и РТР. До спектакля «Гостиница “Центральная”» с театром его связывали только актёрские работы. А спектакли по пьесам Ксении Гашевой идут по всей России. В Театре-Театре Ксения работала над спектаклями «Географ глобус пропил», «Одиссея», «Обещание рассвету», «Месяц в деревне» и «#конституциярф». 

Елена Невежина.jpg
Режиссер Елена Невежина

Впервые с ТТ сотрудничала художник спектакля Юлиана Лайкова (Москва), выпускница мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе. Как режиссёр и художник она работала во многих театрах нашей страны и за рубежом. Для хореографа Татьяны Безменовой (Москва) «Гостиница “Центральная”» – пятый спектакль в Театре-Театре. До этого она ставила хореографию в «Чужом ребёнке», «Обещании рассвету», «Поминальной молитве» и «Калигуле». «Гостиница “Центральная”» – спектакль драматический, но он наполнен музыкой. Музыкальным руководителем и автором аранжировок звучащих произведений стала Татьяна Виноградова, заведующая музыкальной частью и дирижёр ТТ, заслуженный работник культуры РФ. За свет в премьере «Гостиница “Центральная”» отвечал художник по свету ТТ Евгений Козин, оформивший в нашем театре более 20 спектаклей, а в качестве видеохудожника выступил Пётр Марамзин – артист, гримёр и автор видеоряда ко многим постановкам ТТ. 

В ГОСТИ К ГОСТИНИЦЕ 

Чтобы глубже погрузиться в контекст и атмосферу будущего спектакля, артисты ТТ ещё осенью 2022 года отправились знакомиться с историей здания гостиницы «Центральная», бывшего когда-то самым высоким зданием в городе. Экскурсию для труппы провёл пермский архитектор-реставратор Геннадий Воженников, который подробно рассказал об истории здания и его судьбе. 

Для создателей спектакля гостиница стала метафорой памяти – генетической и культурной, памяти места и памяти вообще. В 1930 году на углу улиц Советской и Карла Маркса (которая сейчас переименована в Сибирскую) началось строительство нового семиэтажного здания «коммунного типа» по проекту пермского архитектора Фёдора Морогова в стиле конструктивизма. В народе оно получило название «Дом Одиночек» и с 1933 года стало третьей в городе гостиницей. Здание получило роль своеобразного пермского «гения места». Гостиница «Центральная» стоит не просто на перекрёстке двух улиц – она стала перекрёстком множества судеб, местом встречи с Пермью для тех, с чьими именами история нашего города навсегда связана. 

_d2IGVn4c6s.jpg
Здание гостиницы «Центральная», источник фото pastvu.com

В годы Великой Отечественной войны в гостинице «Центральной» поселили деятелей культуры и искусства, отправленных в Молотов (такое имя тогда носил наш город) в эвакуацию. Художники и поэты, писатели и композиторы, оперные певцы и балерины. В «Центральной» жила почти вся труппа театра оперы и балета имени Кирова, который сейчас называется Мариинским. Здесь композитор Арам Хачатурян писал знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», а Сергей Прокофьев – балет «Золушка». Вениамин Каверин писал здесь свой роман «Два капитана» а Юрий Тынянов – рассказ «Гражданин Очёр». Даже в спектакль, который идёт почти 3 часа, не вместить всех историй, всех сюжетных линий, которые сплелись в этом здании. 

АФИША КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА 

Подход к созданию премьеры был основательным не только со стороны режиссёра и артистов. Большая работа была проделана и над афишей спектакля. В её основе – линогравюра Александра Петровича Зырянова, знаменитого пермского графика и Народного художника России. Сейчас эта техника не так популярна – она зародилась на рубеже XIX – XX веков и в середине прошлого века переживала свой расцвет. Появилась линогравюра с изобретением линолеума, от него же получила и своё название. Она позволяли печатать изображения большого размера – крупноформатные плакаты, для которых торцевая ксилография (гравюра на досках из поперечных спилов дерева) не подходила. В технике линогравюры работали, например, Анри Матис и Пабло Пикассо. 

Афиша спектакля.jpg
Афиша спектакля

А. П. Зырянова называют мэтром гравюры. Его работы входят в собрание более 20 музеев и галерей по всей России, включая Третьяковскую галерею. На цветных линогравюрах Зырянова – Пермь с её богатой и разнообразной архитектурой, городские улицы и бескрайние Камские просторы. В 1962 году был выпущен набор «Пермь в линогравюрах А. П. Зырянова», куда вошли 20 городских пейзажей. Линогравюра из этого набора под названием «Центральная гостиница» используется в афише премьеры ТТ с личного разрешения автора, которому в этом году исполнится 95 лет.

ТРИ ВРЕМЕНИ НА ОДНОЙ СЦЕНЕ 

В спектакле снимается кино о гостинице «Центральная», и на сцене развернулась настоящая съёмочная площадка: декорации, операторская тележка на рельсах, монтажный стол. Здесь звучат команды «Камера, мотор!» и «Стоп, снято!», а процессом и большой съёмочной группой руководит режиссёр. Такими предстают наши дни. 

4DqCvfo5TJQ.jpg
Фотограф Никита Чунтомов

Главные герои фильма – советская молодёжь. Володя пишет для «Молодой гвардии», Марлен учится в Политехе, Маня пишет стихи, а Нина поёт в ресторане гостиницы. Места действия сцен фильма знакомы каждому пермяку: это гостиница «Центральная» и Горьковский сад. Молодёжь мечтает о великом будущем и «заглядывает» в прошлое, празднует успешное приземление под Пермью космонавтов «Восхода-2» и мокнет под пермским дождём. Такими зрители видят 60-е годы. 

RmOCKoX5eUA.jpg
Фотограф Никита Чунтомов

Есть в спектакле и «флешбэки», которые переносят зрителей ещё дальше в прошлое. Новый 1944 год встречают в гостинице эвакуированные жители блокадного Ленинграда, артисты Кировского балета и пациенты эвакогоспиталя, идущие на поправку. Один из них оказывается отцом Марлена. Все три времени соединяют ниточки людских судеб, и связь между поколениями тянется из прошлого в будущее. 

67GQSDZYWuM.jpg
Фотограф Никита Чунтомов

ПЕРВЫЕ ЗРИТЕЛИ 

«Гостиница “Центральная”» продолжила практику открытых репетиций в ТТ. За 2 недели до премьеры артисты и постановщики впервые встретились с живым откликом зрителей готовящегося спектакля. На сцене разместилась целая съёмочная площадка, ведь по замыслу режиссёра Елены Невежиной о знаменитом для города здании снимают кино и спектакль похож на фрагменты будущего фильма, которым ещё только предстоит монтаж. Елена Невежина оставила зрителям возможность составить финальную версию этого фильма уже после просмотра спектакля, дополнив картину собственными воспоминаниями, «интервью» со старшим поколением и документальными кадрами из семейной фотохроники. 

АТМОСФЕРА СПЕКТАКЛЯ 

На протяжении премьерной серии показов спектакля «Гостиница “Центральная”» зрителей ждала не только история, наполненная любовью и уважением к городу, но и погружение в атмосферу спектакля ещё до входа в зрительный зал. В нижнем фойе ТТ разместились две интерактивные фотозоны в стилистике спектакля. В одной можно было «сыграть роль» шахматиста, играющего в Горьковском парке, в другой – почувствовать себя кинозвездой ушедшей эпохи. 

kaIZUYYNUPo.jpg
Фотозона в фойе театра

cR8OYle1oog (1).jpg
Фотозона в фойе театра

В театре были организованы 4 выставки, которые делают историю Перми по-настоящему объёмной и близкой. В нижнем фойе расположилась целая портретная галерея под названием «Гостиница “Центральная”: великие постояльцы». Для 28 графических портретов художнику Владимиру Оболенскому позировали выдающиеся деятели литературы и искусства, эвакуированные в наш город во время Великой Отечественной войны. Образы некоторых героев этой экспозиции можно встретить и в спектакле. 

UwC1qfPdGzg.jpg
Выставка «Гостиница “Центральная”: великие постояльцы»

Всех, кто перед премьерой или в антракте поднимался в верхнее фойе театра, встретила выставка живописных и графических работ Владислава Дёгтева о Перми под названием «Полёты над городом» и выставка гравюр Александра Зырянова «Очарование ушедшей эпохи». Как сказано выше, работа этого художника используется в афише спектакля. Наконец, стенды выставки о «Пермских периодах» Татьяны Бруни знакомили пермяков и гостей города с жизнью и творчеством великой художницы, оформлявшей спектакли в том числе в нашем городе. Так, она создавала костюмы к балету «Гаянэ», премьера которого состоялась в 1942 году, и к ряду постановок Молотовского театра драмы. Театр-Театр благодарит за предоставленные материалы и помощь в организации выставок Пермскую государственную художественную галерею и художественную галерею «Пермский период».

Jj2ddtCukKQ.jpg
Выставка гравюр Александра Зырянова «Очарование ушедшей эпохи»

lavSm1PR9cE.jpg
Выставка «Пермские периоды Татьяны Бруни»

Спектакль «Гостиница “Центральная”» задуман постановщиками как открытка с любовью к Перми и нашим родителям. Буклет к нему тоже выполнен в виде серии открыток, которые знакомят зрителей с персонажами и локациями спектакля. Некоторые темы и сюжетные линии, намеченные на сцене «пунктиром», в полной мере раскрываются именно в буклете. В его оформлении использованы реальные фотографии Перми 40-х и 60-х годов. 

NSPakqfBSv4.jpg

34RizBaTKFg.jpg
Буклет спектакля «Гостиница “Центральная”»

Премьера «Гостиница "Центральная"», созданная в рамках юбилейной программы «300 лет Перми», собрала 7 аншлаговых зала. Ближайшие показы спектакля запланированы на апрель.