16 апреля 2019
«Винил»: ироничная эстетика комикса
Создавая эскизы к спектаклям, Ирэна Белоусова, художник по костюмам, дважды лауреат премии «Золотая маска», тратит обычно не меньше двух пачек бумаги. Из 200 набросков и вариантов воплощается лишь малая, но лучшая часть. Как Ирэна придумывала костюмы для мюзикла «Винил» и каким получился визуальный облик спектакля? Об этом мы поговорили с художницей за несколько дней до премьеры.
Фотограф Сергей Харин
– Проект вынашивался несколько лет, с 2013 года. А когда к нему подключились Вы?
– Борис Леонидович предложил мне включиться в работу над «Винилом» после того, как мы сделали мюзикл «Карлик Нос». Но сначала я без энтузиазма восприняла идею: она казалась мне не интересной, так как была отработана, доведена до абсолюта в фильме «Стиляги». Зачем делать еще раз то же самое, меняя, условно, платья в горошек на платья в клеточку? Позже я поняла, что была не права. Борис Леонидович не переносил сюжет всеми известного фильма на сцену, а делал другую концепцию темы стиляг. И тогда мне стало интересно.
– «Винил» – это игра со временем, стилизация?
– Да, это придуманная история. В спектакле и сама Москва, и стиляги, и сотрудники особого отдела утрированные. Может, они из прошлого, может из будущего. У событий нет определенных, буквальных исторических аналогий. Это какое-то придуманное пространство – визуально, по крайней мере.
Эскиз, автор Ирэна Белоусова
– Какие образы в «Виниле» самые интересные, запоминающиеся?
– Их много. В сцене парада есть, например, танкисты – актеры в бутафорских красных танках. Очень яркими и смешными получились иностранцы. Когда я думала, как могут выглядеть заграничные гости в воображении тех, кто их никогда не видел, мне представились люди из другого мира, странные, космические, несколько не отсюда. В результате родились такие мультипликационные образы. В «Виниле» вообще все делается в несколько комиксовой, плакатной эстетике.
Фотограф Юлия Стахова
Героев мюзикла можно условно разделить на несколько групп, между которыми, согласно сюжету, существует некое противостояние. Этот конфликт читается и на визуальном уровне. Стиляги, например, – элегантно и просто одеты и этой «обычностью» очень отличаются от москвичей, разукрашенных, утрированных, с рубиновыми звездами на одежде. Даже в костюмах комсомольцев и пионеров много не серого, а именно серебряного, блестящего. Сразу вспоминаются советские скульптуры в парке, выкрашенные алюминиевой краской.
Фотограф Юлия Стахова
– То есть «Винил» – это отчасти ностальгическая история?
– Мне кажется, сложно ностальгировать по человеку в серебряном костюме со светящейся звездой на груди. «Винил» не ностальгическая, а скорее ироническая история. В принципе, это хорошее состояние духа, когда ты можешь отнестись к чему-то не очень серьезно, посмотреть со стороны и улыбнуться.
– Чем участие в создании мюзикле «Винил» интересно лично Вам?
– Сейчас в Театре-Театре уникальная сцена – все двигается, опускается, поднимается. И рисуя костюмы, я старалась это учитывать, чтобы мизансцены в динамичном пространстве смотрелись правильно, грамотно. Сейчас на репетициях я наблюдаю, как трансформируется площадка, группы персонажей меняются местами – и удивляюсь. Эта непредсказуемость визуального ряда интригует меня.
В «Виниле», как, впрочем, в любом театральном проекте, невозможно нарисовать эскизы костюмов и отстраниться. Мы делаем одно общее дело, создаем одну сценическую картину. Приходится что-то корректировать в процессе репетиций. Именно поэтому сейчас, за несколько дней до премьеры, в Перми собрались все постановщики мюзикла, чтобы вместе доработать спектакль. И скоро зрители увидят результат нашего совместного творчества.
Фотограф Сергей Харин
Благодарим за интервью Ирэну Белоусову, художника по костюмам мюзикла «Винил»