История
История Пермского академического Театра-Театра открывается театральным «хитом» начала ХХ века — спектаклем «Броненосец Потёмкин». Премьера его состоялась 14 марта 1927 года.
Так рабочая молодежь создала ТРАМ — «свой» театр, альтернативный традиционному драматическому и оперному искусству, не поспевавшему, по мнению народа, за потоком времени.
Первым художественным руководителем стал Б.М. Никитин.
ТРАМ был театром-трибуной, театром-пропагандистом, театром-участником социалистического соревнования. Пермские актеры, при этом, проявили энтузиазм в постижении законов театрального творчества, и не отказались от стремления к актерской профессиональности, в то время как большинство ТРАМ отрицали ее. Названия первых постановок Театра Рабочей Молодежи говорили сами за себя: «Шлак», «Ярость», «Ржавчина», «Рельсы гудят», «Вредный элемент». Сжатые кулаки, напряженные мышцы, тяжелая походка, экзальтированные выкрики в зал — «взволнованные докладчики» (так называли «звезд» ТРАМа) пытались как сквозь строй «протащить» театр сквозь революцию. Но получилось наоборот: театр изменил самих трамовцев: театр «пророс» сквозь них, началось обучение сценическому искусству.
В 1934 году в театре поставили спектакль «Слуга двух господ» Гольдони . И это уже был не ТРАМ.
В 30-е годы театр много гастролировал по Уралу, совершал «культпробеги» по городам Сибири и Дальнего Востока. К первому юбилею пермский театр получил множество поздравлений, среди которых были и личные телеграммы от В.Э. Мейерхольда и К.С. Станиславского.Трудные военные годы, и не менее сложные послевоенные для пермской драмы не стали препятствием — постановки продолжали ставиться, актеры развивали свое мастерство.
В 1948 году театр впервые получил постоянное помещение — специально реконструированный старый особняк пароходчицы Любимовой. В сороковые происходит еще одно эпохальное для пермской драмы событие: в труппе появляется Лидия Мосолова. За 50 лет народная артистка Лидия Мосолова сыграет около 150 ролей.
Построенный новый мир
С 50-ми годами и Пермским театром драмы связана молодость легендарных Марка Захарова и Георгия Буркова. Будущий руководитель театра «Ленком» работал в нашем театре с 1955 по 1959 годы, это было начало его творческого пути. Пермяк Георгий Бурков десять лет отыграл в Перми, пока не уехал в 1965 году покорять Москву.С 1957 года в Пермском драматическом театре работает Владимир Гинзбург — народный артист России, сыгравший на пермской сцене более ста ролей.
Романтические 60-е годы для Пермского драматического театра были связаны с изменениями в художественном руководстве. На долгие и плодотворные годы в театр приходит Иван Тимофеевич Бобылев, лауреат Государственной премии России имени К.С. Станиславского и народный артист. С 1967 по 2004 годы он создал более 50 спектаклей, и пригласил в театр 42 режиссера и 47 художников из Москвы, Ленинграда, Риги и Одессы.
Особенности пермской драмы этих лет — эмоциональность, внутренняя логика и выразительность, стройность идей и взрывная энергия. Лучшие работы этого периода всегда вспоминают в непосредственной связи с именами замечательных актеров. Блистательный Вячеслав Расцветаев («Царь Федор Иоаннович»). Проникновенность Галины Добровольской и Петра Вельяминова («Варшавская мелодия»). Трагическая пронзительность Лидии Мосоловой («Васса Железнова»). Неотразимый Владимир Дроздов («Доходное место»). И многие, многие другие.
С 70-ми и 80-ми годами связано большое количество постановок-долгожителей. Более 40 спектаклей за эти годы шли по 5-10-15 лет. Рекордсмены — «Продавец дождя», «Сирано де Бержерак», «Деревья умирают стоя» (17 лет), «Последний срок» (14 лет).
27 апреля 1977 года коллектив Пермского драматического театра был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1981 году театр переехал в специально построенное по проекту архитекторов В.П. Давыденко и В.И. Лютикова новое большое здание на городской эспланаде. Постоянный адрес неизменен вот уже 30 лет: улица Ленина, дом 53. Работы Пермского драматического театра второй половины 80-х годов высветили природу человека в ситуации общественного сдвига, не превращая при этом сцену в арену политической борьбы и митинговых страстей.
В 90-е годы текущий репертуар театра составляют 24 спектакля, идущие на большой и малой сцене. Среди них — и первая в стране постановка пьесы Л. Пиранделло «Как прежде, но лучше, чем прежде», и всегда актуальная бессмертная «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, а также спектакли прошлых лет, по-прежнему вызывающие высокий интерес театральной публики.
Театр-Театр, XXI век
В 2004 году художественным руководителем становится Борис Мильграм. Театр обновляется и новые условия его репертуарной политики отвечают изменившемуся времени. Первый же спектакль, поставленный при Б. Мильграме, привносит новизну — в «первом русском мюзикле» Владислава Пази «Владимирская площадь» драматические актеры впервые запели на разные голоса, впервые были построены столь сложные декорации: многоэтажные дома-стены. Музыкальность и монументальность отныне становятся одной из визитных карточек пермской драмы.
В 2006 — 2011 годах театр интенсивно развивается, в его стенах проходит значительный ремонт, обновляется репертуар, театр активно включается в созидание нового культурного поля в Пермском крае, а труппа переживает новый творческий подъем. Выпускаются масштабные спектакли, такие как «Доктор Живаго», «Жизнь человека», «Дядюшкин сон». Начинается работа с зарубежными режиссерами и продюсерами. Первый результат — постановка англичанина Майкла Ханта «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию» по британскому классику Тому Стоппарду.
В 2007 году театр обрел свое нынешнее название — Пермский академический Театр-Театр. Состоялся пробный (пилотный) фестиваль «Пространство режиссуры».
В 2008 году был дан официальный старт международному профессиональному фестивалю «Пространство режиссуры», который стал серьезной точкой притяжения на российской и зарубежной театральной карте. В Перми показали спектакли крупнейших режиссеров — А. Праудина, Б. Цейтлина, Л. Эренбурга, А. Херманиса, М. Карбаускиса, П. Брука, Ж. Наджа и др.
В 2009 году на базе малого зала в структуре Театра-Театра стартовал параллельный проект: Театр настоящего времени «Сцена-Молот», ориентированный на современную драматургию. Фестивальная деятельность Театра-Театра расширилась, здесь состоялись «гастроли» влиятельных федеральных проектов: «Новая драма» и «Территория».
В 2010 году арт-директор «Сцены-Молот» Эдуард Бояков запустил на площадках Театра-Театра два мощных ежегодных фестиваля: «Большая перемена», включающий в себя лучшие детские спектакли России и зарубежья, и международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура».
В 2011 году Театр-Театр вступил в юбилейный, 85-й сезон. Дирекция театра во главе с главным режиссером Владимиром Золотарем, определила новую концепцию репертуарной политики: приоритет золотого фонда русской классики XIX века. Постановки спектаклей «Горе от ума», «Анна Каренина» продемонстрировали высокую степень актуальности классических пьес в сегодняшнем времени.
В сезоне 2012/2013 художественным руководителем театра вновь стал Борис Мильграм. Произошла «перезагрузка» Сцены-Молот , которая, не прекращая текущей репертуарной жизни, стала лабораторно-образовательной базой для молодых режиссеров, драматургов, сценографов. Был запущен проект «Лаборатория молодой режиссуры», призванный открыть новые имена и пересмотреть стандартную схему создания спектакля, приводящую к предсказуемым решениям и постановкам. Театр-Театр провел две лаборатории, каждая из которых оказалась успешной и продуктивной. В репертуаре театра появились два спектакля, выбранные для постановки по итогам январской Лаборатории молодой режиссуры: «Фронтовичка» Дмитрия Туркова и «У нас всё хорошо» Семена Серзина. Также к постановке рекомендованы два спектакля по эскизам, представленным на показах майской Лаборатории.
Впервые в истории Театр-Театр стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая Маска» («Алые паруса», Борис Мильграм в номинации «Оперетта/мюзикл, работа режиссера»). Иван Тимофеевич Бобылев был награжден премией «Золотая Маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. На большой сцене состоялись две премьеры: «Венецианский купец» Шекспира в постановке Романа Самгина и «Географ глобус пропил» Елены Невежиной по одноименному роману выдающегося пермского писателя Алексея Иванова.
В 2013 году Пермский академический Театр-Театр проводит во время «Белых ночей» Фестиваль уличных театров.
Владимир Гурфинкель, директор Пермского академического Театра-Театра в 2013-2014 гг.: «Уличные театры вносят в нашу жизнь неподдельную яркость и элемент спонтанности. Весь смысл их существования заключается в том, чтобы выбить людей из порочного круга обыденности: вы идёте по улице и вдруг оказываетесь внутри невероятного действа, совершенно иного пространства. При кажущейся незамысловатости, уличные театры зачастую оказываются глубже и умнее, чем театры под крышами — они провоцируют человека мыслить по-другому».
В репертуаре появляются новые хиты, сразу полюбившиеся публике. «Восемь женщин» (2013 год) — самый изысканный и интригующий спектакль репертуара в постановке Бориса Мильграма. Звездный состав блистательных актрис на глазах у публики совершает увлекательнейшее расследование, а точнее, исследование загадочной женской сущности. «Чужой ребёнок» Владимира Гурфинкеля (2014 год) — острая и смелая, невероятно смешная и тонкая лирическая комедия. «Чужой ребенок» отлично утоляет ностальгию по светлому прошлому и многое рассказывает о нашем настоящем. Ряд перемен происходит и в руководстве театра. Владимир Гурфинкель становится главным режиссёром, а должность директора занимает Анатолий Пичкалёв.
Продолжая «игры с классиками», театр ставит «Пиковую даму». Уникальная творческая команда представила свою версию гениальной пушкинской повести: Никита Гриншпун, один из ведущих режиссеров нового поколения, Зиновий Марголин, сценограф, сотрудничающий с крупнейшими российскими и зарубежными театрами, обладатель более десяти высших наград в области сценографии, лауреат Государственной премии России художник по костюмам Мария Данилова, художник по свету Александр Сиваев, «музыкальный алхимик» композитор Фаустас Латенас.
88-й творческий год принес Театру — Театру три «Золотые маски», теплый прием 7 премьер, успешные гастроли во Франции и юбилейные показы грандиозных мюзиклов.
Любимые зрителями музыкальные истории «Владимирская площадь», «Алые паруса» и «Восемь женщин» закрепили в этом году за собой право называться безусловными хитами репертуара. Так, в ноябре романтическая феерия «Алые паруса» была сыграна в 100-й раз.
Кабаре-мюзикл «Восемь женщин» был блистательно представлен в апреле на сцене Московского «Театриума на Серпуховке» и сыгран в 50-й раз.
А первый мюзикл, который дал начало развитию театра в сторону музыкальных постановок — «Владимирская площадь» — отметил свое 10-летие.
Март в Театре-Театре был ознаменован проведением грандиозного 6-го фестиваля «Пространство режиссуры», посвященного памяти Юрия Любимова и спектаклям Юрия Бутусова.
В первый месяц весны артисты пермского Театра-Театра отправились во Францию со своей музыкальной версией пьесы Робера Тома «8 женщин», чтобы принять участие в «Фестивале русского искусства» (Festival Russe). Переаншлаги и бурные аплодисменты на сцене театра «Toursky» были на всех показах пермского мюзикла во Франции.
Не менее горячо встречали наши спектакли в середине апреля в Москве на фестивальных показах «Золотой маски». В этом году Театр-Театр получил 11 номинаций национальной театральной премии. В столицу на суд критики были представлены два спектакля: драматическая постановка Андреаса Мерц-Райкова «Согласный. Несогласный» и мюзикл в режиссуре Бориса Мильграма «8 женщин». В результате пермский академический Театр-Театр завоевал три приза на национальной театральной премии «Золотая маска» за спектакль-кабаре «8 женщин»:
Специальную Премию жюри музыкального театра — За лучшую работу художника по костюмам в музыкальном театре« — Ирэна Белоусова — За лучшую работу художника в музыкальном театре — Виктор Шилькрот.
Также в этом сезоне команда спектакля «Географ глобус пропил» получила краевую премию в сфере культуры в номинации «Театральное искусство». Лауреатами стали автор инсценировки Ксения Гашева, режиссёр Елена Невежина, актёр Сергей Детков и актриса Евгения Барашкова.
12 июня 2015 года были вручены премии в сфере культуры и искусства Администрации г. Перми. За постановку спектакля по пьесе Василия Шкваркина «Чужой ребенок» главный режиссер Театра-Театра Владимир Львович Гурфинкель стал обладателем премии имени Заслуженного артиста России, режиссера Георгия Буркова за лучшую режиссерскую работу.
За лучшую актерскую работу в жанре драматического искусства в спектаклях «Согласный. Несогласный» и «Ричард III» ведущий артист Театра-Театра Михаил Чуднов стал обладателем премии имени Народной артистки СССР Лидии Мосоловой.
В конце ноября 2015 года на 13-ом краевом фестивале-конкурсе профессиональных театральных коллективов «Волшебная кулиса» нам вручили пять призовых мест.
Борис Мильграм — победитель в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Восемь женщин».
Актрисы Ирина Максимкина и Мария Полыгалова получили «кулису» за победу в номинации «Лучший актерский дуэт» в спектакле «Восемь женщин».
Художник по костюмам спектакля «Восемь женщин» Ирэна Белоусова получила приз в номинации «Лучшая работа художника по костюмам».
Артист Дмитрий Васёв стал обладателем «Волшебной кулисы» в номинации «Мужская роль второго плана» за роль Данглара в мюзикле «Монте-Кристо».
Артист Михаил Чуднов за роль аббата Фариа в мюзикле «Монте-Кристо» отмечен в номинации «Лучшая эпизодическая роль».
В 2017 году Театр-Театр выдвинут в трех номинациях на Национальную театральную премию "Золотая маска" за спектакль "На всякого мудреца довольно простоты": лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Борис Мильграм), лучшая работа художника (Виктор Шилькрот).
В 2018 году Театр-Театр был выдвинут в четырех номинациях на Национальную театральную премию "Золотая маска" за спектакль "Месяц в деревне": лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Борис Мильграм), лучшая женская роль (Анна Сырчикова), лучшая мужская роль (Александр Гончарук).