Сергей Невский

Биография
В Театре-Театре автор музыки к спектаклю «Пьяные» и «Таланты и поклонники»

Сергей Павлович Невский – композитор, яркий представитель музыкального авангарда. Сергея Невского без преувеличения можно назвать одним из тех, кто активно продвигает современную музыку и способствует её развитию. Являясь приверженцем современного жанра, композитор пишет мелодии от руки, проигрывая их на пианино 20-х годов. ​ 

Сергей Невский – кто он? Деятельный европеец, стремящийся к движению и развитию, или наслаждающийся моментом русский, который, отдавая дань традициям, стремится к медитативности и статичности? 

Сергей Невский родился в 1972 году в Москве. По окончании училища при Московской консерватории по классу теории поступил на отделение композиции к Йоргу Хершетту в Высшую Школу Музыки в Дрездене. 

Окончил Берлинский Университет Искусств (проф. Фридрих Гольдман). Изучал теорию музыки и педагогику с Хармутом Фладтом. Мастер-классы у Маттиаса Шпалингера, Винко Глобокара, а также контакты с берлинской импровизационной сценой во многом определили развитие композитора. 

С 1994 года музыка Сергея Невского исполняется на международных фестивалях в Донауэшингене, Берлине (Berliner Festwochen, UltraSchall, Maerzmusic), Вене (Wien Modern), Штутгарте (Uclat), Мюнхене (Musica Viva), Амстердаме (Gaudeamus), Цюрихе, Мадриде, Москве («Территория», «Другое пространство», «Московский форум») и Петербурге («Пифийские игры»). 

Музыкальный куратор проекта «Платформа» на Винзаводе (2011–2012). 

В 2012 году в Большом театре состоялась премьера оперы «Франциск». 

Получал заказы от Берлинской государственной оперы, фестиваля Руртриеннале, Министерства культуры Норвегии, Концертхауса Берлина, фестиваля «Территория», фонда Про Арте, ансамблей Klangforum Wien, 12 13 Neue Vokalsolisten Stuttgart и др. 

Сочинения Невского исполняют: Ensemble Modern, Nieuw Ensemble, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), солисты Наталья Пшеничникова и Теодор Анцелотти, Якоб Диль, дирижеры Йоханнес Калитцке, Теодор Курентзис, Владимир Юровский. 

Сотрудничает с режиссером Кириллом Серебренниковым (музыка к спектаклю «Человек-подушка» в МХТ им. Чехова и фильму «Юрьев день»). Стипендиат немецкой академии Villa Massimo (Casa Baldi) в Риме, Villa Serpentara, Cite Internationale des Arts в Париже, Берлинского сената и Академии искусств Берлина, Villa Aurora в Лос-Анджелесе. Первая премия на Штутгартском конкурсе композиции (2006), приз ансамбля Про Арте и публики на фестивале «Пифийские игры» за пьесу «Всё» (2008). «Золотая маска» за оперу «Франциск», спецприз Жюри (2014), Kunstpreis Berlin (2014). ​ 

Сочинения Невского издаются в Ricordi. Член группы композиторов «Сопротивление Материала». ​ 

У каждого деятеля культуры есть тема, которая задевает его больше других, поэтому она чаще появляется в их творчестве. Для Сергея Невского, по утверждению интернет-портала classicalmusicnews, такая тема стала инаковость. Композитор признаётся, что она ярко проявляется в его творчестве не случайно. ​«Эта проблематика мне чрезвычайно близка, потому что я всё время чувствую себя в той или иной степени аутсайдером. В Германии я, в общем-то, пришелец, хотя живу там уже 20 лет и мне там комфортно. В России я тоже отличаюсь от местного контекста. Тема странного человека, тема Другого, вообще, для меня определяющая», – сообщает Сергей Невский. «Надо дать возможность слушателю заглянуть через плечо композитору», – цитирует Гризе композитор в интервью журнала «Топос». ​ 

В интернет-издании «Частный Корреспондент» Сергей Невский говорит, что одна из важных целей в музыке – наладить общение между композитором, исполнителем и слушателем. Собрать абсолютно разных людей в единое целое. Слушатель больше не сторонний наблюдатель, который любуется прекрасным музыкальным пейзажем издалека, он – активный участник, а задача композитора и исполнителя создать такие условия, чтобы слушатель поверил в это. К тому же Сергей Невский отрицает, что современная музыка не имеет гармоничности из-за того, что авторы не следуют традиционным канонам. ​ «В сложившейся ситуации композитору решать: либо он организовывает свой материал так, что как бы ведёт слушателя за собой, либо предоставляет слушателю самому разбираться в звуковой материи. Так же и слушателю решать: воспринимать ли эту ситуацию столкновения с непривычным как дискомфорт или как приключение, попробовать получить удовольствие», – говорит композитор. 

Сергей Невский в интервью интернет-издании classicalmusicnews отмечает, что сейчас в России в музыке делают упор на прошлое, пропагандируют традиционализм. Композиторы, работающие в современных жанрах, сталкиваются со сложностями, многие произведения видят свет только благодаря спонсорам. В то же время в Германии выделяются государственные инвестиции на развитие современной музыки. 

«Сложная простота» – так можно описать произведения Сергея Невского. Его мелодии приходятся по душе многим слушателям. Но в то же время она нетрадиционна и непредсказуема, в произведение вплетены сложные фигуры и отсылки, которые будут понятны лишь слушателю с определённой базой знаний. ​«Музыка, которую пишет композитор Сергей Невский вполне может вызвать у неподготовленного слушателя недоумение и даже шок. Но, кажется, именно такой реакции он и добивается. Невский убежден, что настоящее искусство не должно подстраиваться под вкусы публики.», – рассказывают «Новости Культуры». 

Сергей Невский: Музыка — второй уровень спектакля

«Новый компаньон». Интервью Юлии Баталиной с композитором Сергеем Невским

Скоро на сцене
25 апреля Большая сцена
Дом Бернарды Альбы
26, 27, 28 апреля Фойе
Экскурсия Театр-Театр
26 апреля, 17 мая, 19 июня Большая сцена
Доктор Живаго