14 мая 2024

«ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ – МУЗЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ…»

12 мая на «Сцене-Молот» спектакль Дмитрия Волкострелова «Пермские боги» был сыгран в последний раз. После показа к команде спектакля обратился художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм и назвал «Пермских богов» музейной ценностью, пространством погружения в самого себя, чистой паузой. Приходя на «Пермских богов», зритель позволял на 75 минут отнять у себя внешнюю жизнь, чтобы побыть один на один со своим временем.

Действительно, «Пермские боги» – спектакль во многом уникальный. Чем он запомнится пермским зрителям?

1.      «Пермские боги» – это копродукция Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи.

Театральное искусство синтетично само по себе, однако взаимодействие театра с другими институциями культуры или, к примеру, науки рождает по-настоящему уникальные произведения искусства. Название спектаклю «Пермские боги» подарила одноимённая коллекция пермской деревянной скульптуры, которая собрана специалистами галереи и является одним из культурных брендов Пермского края. Без сотрудничества с галереей этого спектакля в ТТ просто не могло бы существовать!

DUB_2957.jpg
Фото Дмитрия Дубинского

Кстати, «Пермские боги» не единственный подобный спектакль в нашем репертуаре. Территорией таких экспериментальных проектов становится «Сцена-Молот». Сегодня наши зрители могут увидеть научно-технологический спектакль «Солярис», созданный Театром-Театром в сотрудничестве с Центром компетенций НТИ «Фотоника», ПГНИУ и ПАО «ПНППК». Ещё один пример – музыкальный спектакль по концертным пьесам Эдисона Денисова для меццо-сопрано, сопрано, чтеца и камерного оркестра «Жизнь в красном цвете», который является коллаборацией Пермского академического Театра-Театра и Пермского академического театра оперы и балета. Наконец, спектакль в жанре физического театра «Лир» – коллаборация балетной и драматической труппы Пермского академического Театра-Театра, танцовщиков «Свободного театра современного танца» и Марии Тихоновой – солистки театра «Балет Евгения Панфилова». А наши зрители со стажем наверняка вспомнят спектакли «Сара Бернар. Фан-клуб» и «#конституциярф», также ставшие прекрасным примером сотворчества и сотрудничества.

2.      «Пермские боги» – это возвращение столичного режиссёра «к корням».

К 2019 году имя Дмитрия Волкострелова уже было известно многим людям, которые интересуются современным театром. Спектакли этого режиссёра шли в Театре.doc и на других сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Ещё в 2011 году Дмитрий Волкострелов основал независимую театральную группу «театр post», работавшей исключительно с современной драматургией, а то и вовсе не с драмой – именно такими были задуманы и «Пермские боги». Что же привело режиссёра в Пермь?

DSC_2010.jpg
Фото Никиты Чунтомова

Дело в том, что для Дмитрия Волкострелова постановка в Перми – это возможность вернуться «к корням». В одном из интервью режиссёр рассказывал: «Я же почти пермяк! У меня мама отсюда, из Осинского района. Когда я был маленький, мы каждое лето ездили в её родную деревню Ольховку. Там уже никто не жил, дома стояли пустые… А лет пять назад я там снова побывал – уже ни одного дома, только тополь, который рос рядом с маминым домом, по-прежнему стоит».

3.      Для создания спектакля понадобилось съездить в экспедицию и сходить в запасники галереи.

Чтобы в ТТ появился спектакль, вдохновлённый коллекцией пермской деревянной скульптуры, режиссёр Дмитрий Волкострелов и композитор Дмитрий Власик вместе объехали север Пермского края, чтобы своими глазами увидеть места бытования «пермских богов», посетили Чердынь и Пянтег. Сопровождали их сотрудник галереи Валерий Заровнянных и историк Павел Корчагин. А затем режиссёр вместе со своими артистами посетил художественную галерею. Для части актёрского состава спектакля это было первое знакомство с пермской деревянной скульптурой, ведь, к примеру, Марк Букин и Екатерина Мудрая родом из Владивостока.

DSC_7837.jpg
Фото Алии Шигаповой

Визит в галерею нужен был не только «для общего развития»: артисты вместе с режиссёром погружались в исторический и культурный контекст и буквально собирали материал для спектакля. Их провели в запасники галереи, чтобы увидеть то, что не показывают обычным посетителям, и узнать о хранении и реставрации экспонатов, о бытовании скульптуры в храмах. Артисты получали от режиссёра задания, связанные с определёнными скульптурами, и выполняли их, а затем вместе с Дмитрием изучали книгу отзывов музея, отрывки из которой вошли в спектакль.

4.      Декорации и реквизит спектакля – 100% пермские.

Мир спектакля напоминает музейную экспозицию, собрание аутентичных вещей конца XIX – середины XX века. Все предметы, которые предстают перед зрителями, когда-то действительно «обитали» в домах жителей Пермского края. Декорации и реквизит спектакля собирали «с бору по сосенке» как в самой Перми, так и в деревнях и посёлках нашего края. «Небом и землёй» спектакля стала целая «газель» досок от старых изб, сараев и заборов, которые целый век омывались дождями и обдувались ветрами. Для этого начальник декорационного цеха ТТ Аркадий Борисович Куликов вместе с художницей «Пермских богов» Ксенией Перетрухиной ездил по городу в поисках заброшенных домов, ожидающих сноса. Чтобы разобрать один из заборов, понадобилось даже получить разрешение главы администрации Дзержинского района. Часть досок приехала из посёлка Майский под Краснокамском, причём в придачу театру отдали старую прялку, корыто и деревянные бадьи.

DSC_2557.jpg
Фото Никиты Чунтомова

Помогла и реставрационная мастерская «Снова новое», с которой ТТ сотрудничает уже давно: так в спектакле появились, например, оконные наличники и старые деревянные лыжи. Часть предметов привёз из деревни артист спектакля Алексей Каракулов. Среди них – деревянный сундук, литовка, несколько чугунков и многие другие.

5.      Существовало 6 вариантов, как артисты могут сыграть спектакль, и вариант определялся перед каждым показом.

Бывали зрители, которые упрекали спектакль «Пермские боги» в том, что там «ничего не происходит». Это совершенно не так: у каждого из артистов на сцене был очень плотный «распорядок» действий, который нужно держать в голове, не говоря уже о том, что каждого из партнёров нужно постоянно держать в «фокусе», чтобы банально не столкнуться на узеньких мостках. Но и это ещё не всё: в отличие от, например, мюзикла, где от артистов требуется максимально точно воспроизводить действия от спектакля к спектаклю, у «Пермских богов» существовало 6 вариантов того, как каждый из показов может проходить: варьировалась очерёдность звучащих текстов, перемещений артистов по сцене.

DSC_1960.jpg
Фото Никиты Чунтомова

И если артисты получают возможность сыграть как бы 6 разных спектаклей, то «в голове зрителя» спектаклей получалось просто бесконечное множество. Причиной этого в том числе стали три типа текстов, которые звучали со сцены автономно, в определённые моменты накладываясь, наслаиваясь друг на друга. Это уже упомянутые отзывы о посещении галереи, интервью реальных людей (в спектакль вошли их ответы на вопрос о том, кто такие пермские боги, пермские люди и люди и боги в целом), а также стихотворения, «попадающие в тон» повествования. В каждый момент спектакля зритель был свободен выбирать, к чему прислушиваться, и получал уникальный опыт.

6.      Спектакль получил 4 номинации на «Золотую Маску» … и не только.

О «Пермских богах» знают по всей театральной России. Ради него в Пермь приезжали не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но даже из Англии и Франции. Спектакль стал четырёхкратным номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска»-2020: он был отмечен как лучший спектакль в драме, а также персональные номинации получили Дмитрий Волкострелов (работа режиссёра), Ксения Перетрухина (работа художника) и Илья Пашнин (работа художника по свету). И хотя в тот год премии «Пермские боги» не получили, спектакль вошёл в шорт-лист лучших спектаклей 2019 года по версии Ассоциации театральных критиков и лонг-лист премии «Сделано в России – 2019» авторитетного федерального журнала «Сноб».

7.      «Пермские боги» были дважды показаны в Москве и однажды отправились на виртуальные «гастроли».

Спектакль, созданный в сотрудничестве с галереей и вдохновлённый музейной коллекцией, стал участником Первого фестиваля театрально-музейных проектов «THEATRUM 2019» и 3 июня был показан в Москве. «Пермских богов» принимал Театр имени Маяковского – спектакль сыграли на сцене на Сретенке. Интерес к пермскому спектаклю был невероятный: все 90 мест были забронированы за 15 минут после открытия регистрации, но организаторы нашли возможность разместить на площадке дополнительные зрительские места, чтобы в день показа спектакль увидели более 130 зрителей.

DUB_3421.jpg
Фото Дмитрия Дубинского

А «золотомасочные» показы спектакля оказались ещё и буквально «масочными»: по изначальной программе Фестиваля и премии «Золотая Маска» члены жюри должны были увидеть «Пермских богов» 13 и 14 апреля, но из-за пандемии коронавируса на паузу встал весь театральный процесс. В итоге конкурсные показы прошли 14 и 15 октября на той же сцене на Сретенке Театра имени Маяковского, и все зрители носили маски. В этом же месяце прошёл онлайн-показ спектакля в рамках Х юбилейного Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» (Минск, Беларусь).

8.      В 2022 году спектакль был «перезапущен».

Для репертуарного театра ввод на роль нового артиста – обычное дело. Но режиссёр Дмитрий Волкострелов признаётся, что в свои спектакли вводы не делает и вообще вводы не любит: «Мне интересно, как спектакль живёт с теми людьми, с которыми он начался, и как эти люди в нём могут жить годами. У меня не было раньше необходимости делать вводы, я всегда как-то уходил от этого, и ситуация сама по себе разрешалась, а здесь я согласился». Однако то, что произошло с «Пермскими богами», странно называть вводом, ведь спектакль получил полностью новый актёрский состав, а значит, и сам стал новым.

DSC_1901.jpg
Фото Никиты Чунтомова

На смену Марку Букину, Екатерине Вожаковой, Алексею Каракулову, Дмитрию Курочкину, Кристине Мударисовой и Екатерине Мудрой пришли Сергей Белов, Алёна Главатских, Антон Девятов, Алексей Корсуков, Анастасия Панова и Людмила Прохоренко. «Новое поколение» артистов точно так же, как и оригинальный состав спектакля 2019 года, посещали вместе с режиссёром Пермскую государственную художественную галерею и прошли свой собственный путь, «выращивая» спектакль заново.

9.      «Пермские боги» были сыграны всего 31 раз.

Спектакль Дмитрия Волкострелова стоял в репертуаре «Сцены-Молот» особняком: это тихое камерное действо совсем не похоже ни на масштабные мюзиклы, ни на драму с насыщенным сюжетом. Это был не тот спектакль, где можно развлечься и отдохнуть – напротив, он приглашал своего зрителя к внутренней работе, к диалогу с самим собой и со временем. И пусть «Пермские боги» не могут похвастаться красивыми круглыми числами, определяющими количество посмотревших его зрителей, но нам достоверно известно, что каждый показ этого спектакля становился событием и позволял людям пережить действительно уникальный опыт. Нам жаль расставаться с этим спектаклем, но…

DUB_2985.jpg
Фото Дмитрия Дубинского

10. Жизнь наших «Пермских богов» подобна жизни самой коллекции деревянной скульптуры.

«Пермских богов» бережно собирал в ходе множества экспедиций по территории нашего края бывший директор Пермской государственной художественной галереи, искусствовед Николай Николаевич Серебренников. Забрать скульптуры в галерею было единственным способом спасти культурное наследие региона, которое не уцелело бы из-за массового закрытия и уничтожения церквей в 20-х годах XX века. А множество предметов деревенского быта тех же лет в спектакле получили вторую жизнь.

DUB_3456.jpg
Фото Дмитрия Дубинского

Символично, что последние показы «Пермских богов» на «Сцене-Молот» прошли тогда, когда сами скульптуры «ушли» из галереи: здание Спасо-Преображенского собора, которое занимала галерея, передано в ведение Пермской епархии, и теперь Пермь с нетерпением ждёт окончания строительства нового здания Пермской государственной художественной галереи. Пока же из здания собора вывезены 31 646 экспоната, которые будут хранится в помещениях бывшего завода «Телта» до переезда галереи в новое здание на территории социокультурного пространства «Завод Шпагина».

Спасибо всем, благодаря кому спектакль «Пермские боги» родился и жил: постановщикам, артистам, цехам, службам, зрителям… Теперь мы всегда будем помнить, что «в деревне бог живёт не по углам»!