Сцена-Молот 16+

Жизнь в красном цвете

1 час 10 минут; Антрактов: без антракта
О спектакле
«ЖИЗНЬ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ» 16+
La vie en rouge

Музыкальный спектакль по концертным пьесам Эдисона Денисова для меццо-сопрано, сопрано, чтеца и камерного оркестра

«Жизнь в красном цвете» – коллаборация Пермского академического Театра-Театра и Пермского академического театра оперы и балета.

В основе спектакля – две концертные пьесы одного из крупнейших русских композиторов ХХ века, мастера советского авангарда Эдисона Денисова «Голубая тетрадь» и «Жизнь в красном цвете». Впервые в России будет представлена сценическая версия этих произведений в рамках одного проекта. 

Идея соединить в спектакле две пьесы Эдисона Денисова принадлежит музыкальному руководителю постановки Валерию Игнатьевичу Платонову.

Валерий Игнатьевич Платонов: «Мне показалось, что это может быть очень интересный эксперимент – соединить академическую музыку и возможности Театра-Театра. Мне неизвестно, чтобы кто-то когда-то исполнял «Голубую тетрадь» и «Жизнь в красном цвете» в таком сочетании и в таком жанре. Разумеется, мы не можем в полном объёме погрузиться в абсолютно театральный формат: наш спектакль – это скорее семистейдж, сделанный с концептуальной режиссурой Марка Букина, авторским светом, сценографией, очень тонкой работой со звуком. Сценическая подача помогает зрителю услышать красоту сложной музыки Эдисона Денисова и постичь глубинные смыслы текстов, которые объединены размышлением о человеческой жизни и ее конечности, о важности самосовершенствования и возвышения человеческого духа». 

Музыка Эдисона Денисова сложна в исполнении – и непроста в восприятии: композитор звуками рисует хаос, из которого может что-то родиться. Однако пройдя через этап осознанного усилия в восприятии музыки, зрители откроют для себя её чувственность, эмоциональность и даже трепетность. 

Мощное эмоциональное воздействие музыки в разы усилит камерная площадка – на «Сцене-Молот» всего 130 мест. Специально для премьеры black box трансформирован: зрительские кресла интегрированы в сценографию спектакля, и дирижер, музыканты, исполнители творят магию искусства на расстоянии вытянутой руки. Художники Александр Новиков и Петр Стабровский создали для спектакля манкий визуальный ряд, построенный на лаконичных декорациях и костюмах, объектной работе со светом и видеопроекциями. Зрителей ждет не только редко исполняемая музыка, абсурдистские и тонкие тексты, но и визуально завораживающее зрелище. 

У музыки в спектакле, несомненно, ведущая роль, но звучащие тексты тоже невероятно важны. Пьеса «Голубая тетрадь» написана на стихи Александра Введенского и тексты Даниила Хармса. Двух авторов объединяет сюрреалистическое осмысление реальности, когда из простых бытовых ситуаций через их абсурд высекается смысл жизни. В основе «Жизни в красном цвете» – стихи Бориса Виана, повседневная реальность которого – метро, улицы мегаполиса и атомная гонка. Эта урбанистическая реальность близка и зрителям XXI века. 

Марк Букин, режиссёр спектакля: «Важный вопрос для меня в этой работе – что является ценностью. Человек – это ценность или маленькая и легко заменяемая деталь в большой системе? К сожалению, в социуме на сегодняшний день нет потребности сохранить конкретную индивидуальность, обеспечить условия, в которых она бы не стиралась, не становилась частью общего, а продолжала оставаться неповторимой. «Жизнь в красном цвете» – это мой ответ: Человек – это самое главное, это индивидуальность, которую нужно ценить и беречь». 

Погружаясь в абстрактный художественный мир музыкального спектакля «Жизнь в красном цвете», зрители будут свободны увидеть собственную конкретику и найти свои личные смыслы. Они будут свободны чувствовать и размышлять. 

Продолжительность спектакля – 1 час 10 минут без антракта
Премьера состоялась 2 мая 2022 года

Постановщики
Композитор – Эдисон Денисов
Тексты – Александр Введенский, Даниил Хармс, Борис Виан
Музыкальный руководитель и дирижёр – Валерий Платонов
Режиссёр – Марк Букин
Художник-постановщик – Александр Новиков
Художник по свету – Пётр Стабровский
Звукорежиссёр – Андрей Платонов
Переводчик, педагог-репетитор по французскому языку – Анита Поликарпова
Помощник режиссера – Злата Перминова

Исполнители 
«Голубая тетрадь»: сопрано – Полина Кумылганова, чтец – Александр Гончарук 
«Жизнь в красном цвете»*: меццо-сопрано – Наталья Буклага 
*Пьеса «Жизнь в красном цвете» исполняется на французском языке с субтитрами.

Музыканты оркестра Пермского театра оперы и балета им. Чайковского
Фортепиано первое – Кристина Басюл
Фортепиано второе – Овик Григорян / Елена Жахова 
Виолончель – Анна Кочнева / Татьяна Савинова 
Скрипка – Вера Володина  
Кларнет – Вячеслав Куприянов 
флейта – Виталий Беляков  
Ударные – Антон Колбин 

Важная информация 
• Билеты доступны по «Пушкинской карте»
• В спектакле используется сценический дым. При наличии аллергии воздержитесь от покупки билетов на первых рядах 


Сопрано
Надежда Павлова, Полина Кумылганова
Меццо-сопрано
Наталья Буклага
Спектакль вошел в Long List Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая маска» – 2023

Любители вы авангардную музыку так, как будто бы её понимаете? Вчера мне стало ясно, что лично я - да. Вроде бы. Частично. Но ведь и в музыкальной школе всё начинается с 7 нот. Вчера я сделала первый шаг, и вот что могу об этом рассказать.
Представьте, что с помощью музыкальных инструментов вы захотели передать нечто малопонятное, нелогичное, абсурдное - например, текст Хармса или Введенского. Это нечто лишено ритма, взаимосвязей и тональности, но завораживает и манит, заряжая настроением и эмоцией. На мой взгляд, композитор Эдисон Денисов просто снял с нотного стана скрипичный ключ и, повернув лист, ссыпал ноты и знаки на литературный текст. И получилось яркое, тонкое, неожиданное музыкальное высказывание.

Для кого-то это будет страшным кощунством и издевательством над ушами зрителей. Для кого-то любопытной загадкой, которую захочется разгадать (ведь находим же мы смысл в кофейной гуще, в облаках или россыпи рисовых зёрнышек?) И только специалисты смогут объяснить, что это постмодернизм и авангард. Безусловно, такая музыка не для всех (как, например, всё тот же Хармс, и Виан, и Брехт, и Кафка), но согласитесь: так иногда хочется шагнуть за рамки понятного и пойти на дегустацию изысканного вина, или вдруг прыгнуть с парашютом, или пойти в ТТ на премьеру "Жизнь в красном цвете" (коллаборация Пермский театр оперы и балета и Пермский академический Театр-Театр ).

Не размышляете долго - идите на спектакль! В этот чудесный мир, где встретятся авангардная музыка, завораживающий свет и магия текстов, вам дадут прекрасных проводников: Надежда Павлова, Наталья Буклага, Александр Гончарук и Валерий Платонов создают особый мир звуков и смыслов. Где ещё вы услышите, как чтец декламирует под руководством дирижёра? Где вы увидите, как текст, разбившись на оригинал, подстрочник и литературный перевод, встретится со своим звуковым воплощением где-то под куполом - и растворится? А услышать оперных див на расстоянии вытянутой руки? А увидеть, как музыкант выворачивает инструмент ради извлечения неведомого звука?

Можно было бы ещё рассказать о световом оформлении и сценографии, которые буквально обволакивают зрителя, но хочется, чтобы это стало открытием для тех зрителей, которые пойдут на музыкальный спектакль впервые. Однако будьте готовы, что, к сожалению, не с каждого зрительского места откроется одинаковый обзор, но главное вы увидите - и безусловно услышите.

Поздравляю с премьерой! Это не самая обычная постановка для постоянных зрителей ТТ, однако я очень рекомендую сходить. Сегодня в мире достаточно абсурда: пусть хотя бы в течение часа он будет радовать ваши глаза и уши.

Светлана Чекулина, зритель (г. Пермь)

Это была самая странная постановка, которую я когда-либо видела... И, пожалуй, даже зрительского усилия над собой тут не достаточно для понимания происходящего и музыки, особенно в части "Голубой тетради". Но вы сами сходите в Пермский академический Театр-Театр , посмотрите, послушайте и составьте своё мнение о "Жизни в красном цвете")

Анастасия Аверкова, зритель (г. Пермь)

«Жизнь в красном цвете»- коллаборация Пермский академический Театр-Театр и Пермский театр оперы и балета. Музыкальный спектакль для двух оперных голосов и одного чтеца. Очень непривычное и необычное сочетание. Александр Гончарук #александргончарук читает Хармса, оперные дивы Наталья Буклага и Надежда Павлова исполняют концертные пьесы Эдисона Денисова в камерном пространстве, где зрители рассажены вокруг небольшой сцены. Очень необычная фантастическая музыка, художественное слово также вплетено в партитуру спектакля. На мультимедийных экранах транслируется перевод в разных версиях. Слушать и смотреть на звёзд Оперного театра и ведущего Артиста Театра-Театра сплошное удовольствие, а сам музыкальный спектакль эстетическое наслаждение. С большим удовольствием получила этот бесценный театральный опыт!

Лариса Рагимова, зритель (г. Пермь)

Не могу не поделиться отзывом, который прислали друзья ( не в соц. сетях) , после посещения "Жизнь в красном цвете".
Мы в восторге от Натальи и музыки Денисова, в Голубой тетради погружались, грузились, психоделика, декаденс, какофония и дифракция звуков и голоса. Но Наталья - это артистка с уникальными вокальными данными, обворожительна и эксцентрична!

Тая Шамсутдинова, зритель (г. Пермь)

Для меня "жизнь в красном цвете" стало первым опытом в таком жанре. Очень рад, что удалось попасть на данный спектакль дважды. При первом просмотре было всё очень не понятно, но при повторном все стало проясняться. Очень понравилось музыкальная составляющая в особенности Наталья Буклага (не в обиду Надежде Павловой). А вот Александра Гончарука как-то не хватило. Очень радует такая коллаборация театров и надеюсь, что они будут дальше этим заниматься. Спасибо артистам, дирижёру и музыкантам за прекрасно проведенное время.

Андрей Неподменов, зритель (г. Пермь)

Материал роскошный - есть в нём и смешное, и трагичное, и безумное, и страстное, и печальное. Побило меня, что называется, прямо в чувства, да так разнообразно, да ещё в такие чувства, о которых говорить не хочется, но думать нужно. Видеоряд тронул, двойной перевод с французского впечатлил (всё это в атаке на чувства приняло активное участие).

Исполнители такие, что в них сомнений и не было) Вообще надеюсь, взаимодействие с Оперным на этом не закончится! Впечатление от артистов на расстоянии вытянутой руки (ну почти) всё-таки особенное. И обмен опытом, преодоление трудностей и расширение границ, думаю, всех делает ещё богаче.

Юлия Шучалова, зритель (г. Пермь)

Вечер после дня беготни. Ливень на улице. Экспериментальная постановка по пьесам авангардиста Эдисона Денисова.
В начале - "Голубая тетрадь". Сюр, трагикомедия. Странное сочетание Хармса и поэзии.
История абсурдна от начала и до конца. Я так и не смогла осмыслить о чем она (хотя возможно это такая задумка). Покойница ставшая кассиршей будет снится мне по ночам...

Затем - "Жизнь в красном цвете". Французская песня о ядерной бомбе как шутке и героической смерти. Страх, пессимизм, жестокий сарказм...Эта часть самая впечатляющая! Прямо дух захватывает.

При этом успокаивает...я чувствую умиротворение. Вокруг столько всего происходит: мы куда то постоянно торопимся, бежим, мир куда то летит, одна новость за другой, противоречие на противоречии...А тут в Театр-Театр пьесы опальных композиторов, писателей и поэтов XX века, которые говорят о высоких материях. Легко и просто...

Дарья Пермякова, зритель (г. Пермь)

Необычный и интересный эксперимент. Сочетание музыки, пения и чтения. В зале - игра с цветом и светом. В центре - актеры в белом. Рядом - музыканты в черном. Актеры становятся красными от освещения. Это напоминает о названии спектакля. Герои размышляют о жизни, ее ценности и конечности, важности работы над собой, о возвышении человеческого духа. Зритель - часть действа. Он будто включен в сценическое пространство. Это, несомненно, не оставляет равнодушным. Пусть понятным окажется не все, но эмоциональная причастность обеспечена.

Светлана Якова, зритель (г. Пермь)

А мне понравилось...Была вчера..Немного переживала- как восприму? И меня устроило всё- и видеоряд- в голубой тетради..Эти волны на стенах. Мне казалось, что из них рождается музыка...И в какой то момент появившаяся на стене нотная строка..Проекция партитуры...И - я бы сказала- переплетение текстов Хармса и Введенского.. Я бы не назвала это столкновением смыслов..А , скорее, подчеркиванием. дополнением одного другим. При всей их самодостаточности..Казалось- Текст Введенского обнимает текст Хармса, как плющ обвивает дерево...И образ певицы- и как лирической героини, И как читательницы, исполнительницы текстов и музыки. Словно она пробует на вкус эти ноты и слова. И входит в роль. Превращаясь сама в лирическую героиню. И при этом оставаясь собой. .И вторая часть -красная. Цельный органичный образ, проекция текстов с обеих сторон .Тексты несколько разнятся. Хотя синонимичны. но не идентичны. Я успевала прочесть оба варианта перевода...Это как проговаривание, как уточнение..Как необходимый моменты размышления и переживания. Потрясающе сильный образ, созданный певицей. И обе части объединены музыкой. И это сочетание первой- ироничной. И второй- лирической даёт ощущение цельности. Конечно, помимо иронии в первой части и пронзительные строки о бренности жизни. ..Но ответ во второй части " Почему же я живу? Потому что это красиво..." Спасибо за этот невероятно красивый и стильный спектакль..За великолепные голоса певиц. За образ чтеца...Поклон всей команде театра.

Надежда Глухова, зритель (г. Пермь)

моё солнце в синих линиях
В мире черно-белых параллелей ты порой смещаешься к границе, словно хочешь выпрыгнуть из выученного сценария. Идёшь по краю, смотришь по сторонам и шепчешь себе с вызовом «меняй, меняй, меняй».

… так и находишь себя в Театре-Театре на спектакле «Жизнь в красном цвете» (реж. Марк Букин).

Спектакль – порог, потому что входишь ты одним человеком, выходишь – другим совершенно. Этакое часовое чистилище.

Часть первая.
И так небольшая сцена сжата до минимума, поэтому близость зрителей к оркестру и актерам почти не даёт пространства физическому сопротивлению. Присел в кресло – активировал процессы. Какие? Узнаешь позже.

По бокам – актеры, словно живая стена. В центре – оркестр, «подушка безопасности». Вокруг экраны. Лучи просвечивают насквозь.

«Оглянись. Мир мерцает»

Музыка звучит бодро и волнительно, словно потоки водопада бьют тебя по лицу. Не увернуться. В тебе волнами поднимается энергия. Ты в смятении оборачиваешься вокруг и прибегаешь к «подушке безопасности», устремляя взгляд на дирижера (Валерий Платонов ). Он сосредоточенно разбивает энергетические комочки всех собравшихся.

«Жил один рыжий человек…»
Выслушиваешься. Абсурд. Какой же абсурд. Что делать?

Выдыхаешь. Фокусируешься на звуках и изящных движениях дирижёра.

<глядите все: цветы стоят на расстоянии»
Думы Александра Веденского смешиваются с гротеском Хармса.

Вертикально и горизонтально. Хармс в исполнении Александра Гончарука «приземляет», а Веденский Полины Кумылгановой «ведёт» (так уж совпало). И руководят этим летящие кисти дирижера, так что он, пожалуй, главное действующее лицо.

У тебя, тем временем, все защиты спадают. Всё. Новый уровень.

Теперь «снег лежит, земля бежит, кувыркаются светила». Звуки утягивают, подстраиваются, отдаются эхом, наполняя пространство. Звуковая дымка, не занавес. Тюль, сотканный из энергии.

«Кулагин заснул и увидел сон, будто сидит он в кустах »
Это сон? А ты Кулагин? Уснул-проснулся и так по кругу.

Над головой колокольным звоном проносится пронзительное «Тюк!». И ещё раз, и ещё. И в этом танце абсурда «вьются демоны как мухи над кусочком пирога». Кто ты демон или муха, решай сам. Пространство гудит, не умолкая.

Коллаборация Хармса и Веденского – вещь гениальная, потому что позволяет лепить образы из людских эмоций здесь и сейчас. Но есть негласное условие: нужно сдаться процессу, стать глиной и позволить создать из себя и гриб, и кассиршу, и гостя на коне. Это небезопасно и рискованно, но очищает невероятно. Душевный пилинг, если хотите.

К концу первой части ты действительно чем-то напоминаешь «зверя, бегающего по синей дорожке» под светом прожекторов. Синий цвет стабильный, размеренный. Ты мчишься в туннеле, выстеленном звуками.

Часть вторая.
«Жизнь в красном цвете».
Композитор – Эдисон Денисов
Текст – Борис Виан.

Красный – жгучее пламя, яркие вспышки дней на твой ленте жизни. Голос Натальи Буклаги заряженной космической частицей пленит и проникает в глубины.

Ты, казалось, недавно был узником, упрямо держал подол платья с зажатой энергией, сжимал кулаки до побелевших костяшек. А сейчас под пронзительным взглядом видишь как вздымается диафрагма артистки, наполняясь воздухом, и соглашаешься на «Желтый вальс».

« на улице солнечно.
я солнце люблю, но боюсь людей.
и прячусь все время
за стальными ставнями».

Вдруг ты выглядываешь из-за тёплого луча прожектора в мир, который щёлкнув зажигалкой, дарит тебе огонь.

Внутри теплится искра, ты чист и свободен. В непременно возникшей тишине слышится бурление крови по венам. Красные волны движутся к синим берегам.

« и солнце,
сделав круг,
возвращается беспечно»

Признаться, более физического спектакля я ещё не видела. Оттого впечатления – это гора вербализированных ощущений.

Большинство из нас – люди «наполовину», у которых мозг разбужен, а тело спит, спрятанное в ворохе эмоций и чувств. И мастерство (или даже магия) театрального действия заключается в возможности разбудить в другом человека. Собрать за час и выпустить в мир. Выстроить опору (музыка), подложить смыслы (поэзия), поместить в кокон (голос) и «докачать», «добаюкать», «оживить».

Пригласить на танец в абсурде, держа за руку, пустить нити по залу и дать солнцу выйти из-за туч. Плясать на разлинованной бумаге, потому что помните? Вертикали и горизонтали.

Быть спектаклю мостом между головой и телом. Быть ему сконцентрированной жизнью. Хочешь? Возьми жизнь.

Но прежде будь смелым, выйди в центр, решись.

Браво!

Кристина Верхокамкина, зритель (г. Пермь)

Цитируя себя, "это мой час силы, любовь с первого взгляда до последнего звука, абсолютное попадание в вибрации души".
За все многочисленные просмотры этого (не побоюсь слова) шедевра я не плакала только один раз, и то потому, что как вдохнула где-то в начале, поймав взгляд Чёрной, так и выдохнула, когда артистов вызвали на поклон в третий раз...
12 человек на сцене творят волшебство, до этого сотворённое Татьяной Михайлюк, Наталией Макуни и Евгенией Терёхиной.

Прекрасный небесный хор - Мария, Эмилия, Дарья, Анастасия, Евгения, перевоплощающиеся то в очаровательный музыкальный "конферанс", то в почти омерзительных представителей гос.служб, вносят и юмор, и жизненность, и понимание, что да, всё действительно так. Оставаясь на первый взгляд безликим хором, при близком рассмотрении каждая обретает свой собственный голос, характер и отношение к ситуации.

Памятники - основные участники событий. И тут нельзя не упомянуть потрясающие костюмы Ирэны Белоусовой, застывшие в движении и во времени "гранитные" галстуки, бусы, платья... Импозантный Клерк (Степан Сопко), грациозная Красотка (Юлия Никитина), добродушный Студент (Владимир Котляревский, Александр Харченко), сердечная Домохозяйка (Ольга Пудова) рассказывают свои истории, в одной из которых каждый зритель может узнать себя и задуматься о том, что "вот бы всё это чуточку раньше..." Вот тут и начинается душевная терапия!
Дальше - больше...

Старушка Натальи Макаровой - очаровательная и трогательная. Ей веришь безоговорочно. За минуту вальса успеваешь "увидеть" всю жизнь этой элегантной, интеллигентной, но одинокой женщины. Сначала этот персонаж вызывает жалость, но постепенно становится стержнем истории.

Чёрная (Ульяна Букина, Валерия Веретенникова) - роль без единого слова. Но как много говорит каждый жест, поза, взгляд! Вот такая здесь Смерть - красивая, гибкая, с насмешливо-кокетливыми глазами, но от этого не менее страшная и несгибаемо-неотвратимая...

Вероника. Волшебная Аня Огорельцева. Нежная, юная - воплощение Жизни. В этой героине неиссякающая надежда и свет, до самого конца. И внутри каждого из нас есть эта Вероника, но мы её часто теряем...

Гравёр - оборотная сторона медали. "Технически он живой"- безразличный разочаровавшийся человек. Это тоже есть в каждом из нас. И Александр Гончарук каждый раз проходит весь путь, оживает и снова умирает, при этом завораживая голосом, взглядом, жестом...

Думаю, не смогу больше писать про этот спектакль. Просто рекомендую всем смотреть - и даже если ваши эмоции совсем не совпадут с моими, вы выйдете из зала с огромным желанием жить, быть здесь и сейчас, несмотря ни на что, и пониманием, что "память может убить, но ей же дано воскрешать..."

Анна-Дженни Пестова, зритель (г. Пермь)
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ГОЛУБОМ И В КРАСНОМ

Журнал «Музыкальная жизнь». Материал Георгия Ковалевского

Забытые вокальные циклы Эдисона Денисова прозвучали в Перми

«Независимая газета». Материал Владимира Дудина

Пермь-премьера – ТТ: только здесь дирижер «Жизни в красном цвете» нашел вокал экстра-класса и режиссера

Пермская общественно-политическая газета «Звезда». Материал Натальи Земсковой

«ЖИЗНЬ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ»: ПАЛИТРА МНЕНИЙ

8 мая завершилась премьерная серия показов «Жизнь в красном цвете». После спектакля состоялось открытое обсуждение с участием зрителей, театральных критиков и постановщиков

ВАЛЕРИЙ ПЛАТОНОВ О СПЕКТАКЛЕ «ЖИЗНЬ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ»

В преддверии премьеры «Жизнь в красном цвете» мы поговорили с музыкальным руководителем, дирижером постановки Валерием Игнатьевичем Платоновым об особенностях работы с материалом

ВВЕДЕНСКИЙ, ХАРМС, ВИАН: ТЕКСТЫ «ЖИЗНИ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ»

В музыкальном спектакле «Жизнь в красном цвете» вы услышите концертные пьесы Эдисона Денисова. Предлагаем познакомиться с теми тремя поэтами, на чьи тексты композитор написал свои пьесы: Александром Введенским, Даниилом Хармсом и Борисом Вианом.

ОПАЛЬНЫЙ КЛАССИК: О КОМПОЗИТОРЕ ПРЕМЬЕРЫ «ЖИЗНЬ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ» ЭДИСОНЕ ДЕНИСОВЕ

2 мая на «Сцене-Молот» состоится премьера музыкального спектакля «Жизнь в красном цвете» (16+). В его основе – две концертные пьесы выдающегося композитора XX века Эдисона Денисова: «Голубая тетрадь» и «Жизнь в красном цвете».

Скоро на сцене
06, 09, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 20, 23, 25, 26, 30 октября, 01 ноября Фойе
Экскурсия Театр-Театр
07 октября, 05 ноября Большая сцена
Катерина Измайлова
Золотая маска
08, 09 октября, 06, 07 ноября Большая сцена
Удачи, Марк!