15 Апреля 2022

ОПАЛЬНЫЙ КЛАССИК: О КОМПОЗИТОРЕ ПРЕМЬЕРЫ «ЖИЗНЬ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ» ЭДИСОНЕ ДЕНИСОВЕ

«ТО, ЧТО Я НЕ ХОЧУ ГОВОРИТЬ СЛОВАМИ, Я ХОТЕЛ БЫ СКАЗАТЬ МУЗЫКОЙ» 

2 мая на «Сцене-Молот» состоится премьера музыкального спектакля «Жизнь в красном цвете» (16+). Его создаёт коллаборация авторов: в качестве режиссёра выступает Марк Букин, на сцене – музыканты оркестра Пермского театра оперы и балета, за дирижёрским пультом – Валерий Платонов. В постановке задействованы солистки Пермской оперы Надежда Павлова (сопрано) и Наталья Буклага (меццо-сопрано), а также артист ТТ Александр Гончарук (чтец). В основе такого необычного для Театра-Театра спектакля – две концертные пьесы выдающегося композитора XX века Эдисона Денисова: «Голубая тетрадь» и «Жизнь в красном цвете». 

эдисон.jpg

СВОБОДОМЫСЛЯЩИЙ И БЕСКОМПРОМИССНЫЙ
Яркий представитель авангардной музыки 60-х годов XX века. Свободомыслящий, независимый, бескомпромиссный. Вряд ли кто-то мог представить, что таких эпитетов однажды заслужит мальчик из Томска, сын радиофизика и рентгенолога, родившийся в 1929 году. Но отец дал мальчику воистину пророческое, хоть и непривычное для русского уха имя Эдисон – в честь американца, который известен в том числе как изобретатель фонографа. Ведь это изобретение сделало возможным запись звука, а значит, и музыки. 

Музыкой Эдисон Денисов начал заниматься достаточно поздно – с 12 лет. Однако его невероятная настойчивость и целеустремлённость позволяли ему достигать больших успехов в короткие сроки. Мальчик освоил мандолину, кларнет и гитару, самостоятельно изучил нотную грамоту, а в 16 начал заниматься игрой на фортепиано. Также он организовал небольшой оркестр, в который входили его друзья-мальчишки. Играли юные музыканты на инструментах, которые были под рукой. Денисов сам транскрибировал для своих «коллег» вокальные и инструментальные произведения. Это умение, которым музыканты овладевают в процессе обучения, по-видимому, было у мальчика природным. 

«ДОРОГОЙ ЭДИК! ВАШИ СОЧИНЕНИЯ ПОРАЗИЛИ МЕНЯ....»
Первое высшее образование Эдисон Денисов получил на физико-математическом факультете Томского государственного университета – изучал функциональный анализ. В 1951 году он поступил в аспирантуру, и профессора пророчили ему карьеру блестящего математика. Но как же музыка? Ведь Денисов начал сочинять её ещё в 17 лет, а в 1950 году параллельно с учёбой по основной специальности закончил вечерние курсы музыкального училища. Музыка занимала всё больше места в жизни молодого человека, и нужно было сделать выбор. 

Денисов принял решение просить совета у Дмитрия Шостаковича – композитора, музыкой которого восхищался, – и выслал своему кумиру несколько собственных сочинений. В ответ он получил от Шостаковича их детальный анализ, а также следующее послание: «Дорогой Эдик! Ваши сочинения поразили меня. Мне кажется, что вы обладаете большим композиторским дарованием, и будет большой грех, если вы зароете его в землю». Итак, выбор был сделан. А с композитором, оказавшим такое влияние на жизнь Эдисона Денисова, тот оставался в близких дружеских отношениях вплоть до смерти Шостаковича. 

Музыковеды отмечают в ранних сочинениях Денисова, относящихся к 50-ым годам, сильное стилевое влияние музыки его кумира. Кроме того, в нескольких произведениях Эдисона Денисова тот в качестве дани уважения учителю «зашифровал» музыкальную монограмму Шостаковича – «D – Es – C – H» (ноты ре, ми-бемоль, до и си, соответствующие инициалам «Д. Ш.»). Одна из его пьес 1969 года даже носит такое название. Себя композитор тоже «вписывал» в свои сочинения через хроматические интонации «E – D – Es» (ми – ре – ми-бемоль) и «D – E – Es» (ре – ми – ми-бемоль). 

ноты.jpg

ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПОЗИТОРСКИЕ ТЕХНИКИ
В 1951 году Эдисон Денисов поступил на композиторское отделение Московской консерватории (класс композиции Виссариона Яковлевича Шебалина), где отучился 8 лет – 5 курсов плюс аспирантура. После окончания обучения начал работать ассистентом в классе музыкального анализа, затем более 30 лет преподавал инструментовку и чтение партитур, но на кафедру композиции он был приглашён только после наступления эпохи перестройки, что было более чем объяснимо. 

В 60-е годы Эдисон Денисов начал самостоятельно исследовать творчество классиков XX века, по идеологическим причинам не допущенных к изучению в рамках консервато́рских курсов: Бартока, Стравинского, Дебюсси, а также композиторов Новой венской школы (Шёнберг, Берг, Вебер). С середины 60-х годов Денисов стал выезжать за границу и увлечённо знакомиться с новейшей европейской музыкой. Ноно, Берио, Штокхаузен, Булез, Ксенакис, Дютийё – композиторы, которые внесли свой вклад в становление собственного музыкального языка Эдисона Денисова. Его стиль того времени можно охарактеризовать как сплав русской народной культуры и европейской композиторской техники. 

В 1964 году Эдисон Денисов создал кантату «Солнце инков» для сопрано и ансамбля на стихи чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль. Сам композитор окрестил своё произведение «Опусом №1». Сочинение было написано в двенадцатитоновой технике, которая официально рассматривалась как «буржуазная» и практически запрещённая. Исполнение было под угрозой до последнего момента, и только благодаря авторитету дирижёра Геннадия Рождественского премьера «Солнца инков» состоялась 30 ноября 1964 года в Ленинграде. На втором концерте около зала стояла милиция. Кантатой заинтересовались на Западе, и уже летом 1965 года сочинение Денисова прозвучало в Дармштадте и Париже, после чего композитор получил европейскую известность. Его произведения исполнялись в Милане, Гамбурге, Таллине, Берлине, но особенно тесную связь композитор всю жизнь сохранял с Францией. Даже в его трудах по теории музыки исследователи находят «французский след». 

Сам Эдисон Денисов блестяще владел французским языком, глубоко знал и ценил французскую литературу и поэзию, ряд его сочинений написан на французском. Например, к опере «Пена дней» по роману поэта Бориса Виана (опера написана в 1981 г.; в 1986 году состоялась ее мировая премьера в Париже, а в 1989 году – первая и единственная на данный момент премьера в России, на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского), ещё не переведённому на русский, Денисов сам написал либретто на французском языке. То же можно сказать об опере «Четыре девушки», для которой к пьесе Пабло Пикассо композитор прибавил стихи Рене Шара и Анри Мишо. Именно во Францию Эдисон Денисов будет отправлен на лечение после тяжелейшей автокатастрофы в 1994 году. Там он проведёт последние два года в жизни, там же – в Париже, почётным гражданином которого он являлся, – на кладбище Сен-Манде найдёт последний приют. 

«АВАНГАРДИСТ» КАК КЛЕЙМО
А на родине Денисова заклеймили «авангардистом». В ноябре 1979 года на VI съезде Союза композиторов Тихон Хренников подверг жёсткой критике творчество семи композиторов, в числе которых был и Эдисон Денисов. Поводом для выступления Хренникова стало несанкционированное включение произведений Елены Фирсовой, Дмитрия Смирнова, Александра Кнайфеля, Виктора Суслина, Вячеслава Артёмова, Софии Губайдулиной и Эдисона Денисова в программы музыкальных фестивалей в Кёльне и Венеции. По словам Хренникова, их музыка была написана только ради необычных тембровых комбинаций и эксцентричных эффектов, где музыкальная мысль если и присутствует, то тонет в потоке неистовых шумов, резких выкриков и невразумительного бормотания. Иронично, что в 1948 году на I съезде примерно в таком же тоне критиковалось творчество Шостаковича... «Хренниковской семёрке», как стали именовать эту группу, был объявлен официальный бойкот. Эти фамилии внесли в «чёрные списки» радио, телевидения и концертных организаций. Опале Денисова способствовала и его личная позиция: композитор никогда не действовал в угоду официальным установкам и писал только ту музыку, которую диктовала ему внутренняя необходимость. 

Denisov_disk_600.jpg

«ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ» И «ЖИЗНЬ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ»  
В спектакле «Жизнь в красном цвете» прозвучат две концертные пьесы Эдисона Денисова – «Голубая тетрадь» и «Жизнь в красном цвете». Хотя первое написано на 11 лет позже второго, по замыслу постановщиков, подробности которого мы пока не станем раскрывать, произведения должны звучать именно в таком порядке. 

«Голубая тетрадь» (1984) – произведение, состоящее из стихов Александра Введенского и текстов Даниила Хармса, для сопрано и чтеца. Состав инструментов – скрипка, виолончель, два фортепиано и три группы колоколов. «Голубая тетрадь» написана в жанре инструментального театра. Эдисон Денисов здесь во второй раз соприкасается с эстетикой абсурда (первым обращением к ней можно считать оперу «Пена дней»). 

Категория абсурда занимала значимое место в творчество поэтов объединения ОБЭРИУ, куда входили Хармс и Введенский, русские авангардисты 20-х – начала 30-х годов. Тексты Хармса в пьесе Денисова отданы чтецу, поэзия Введенского – сопрано. Иногда обе партии соединяются в контрапункте. Чтение своей «немузыкальностью» подчёркивает мысль о прочном вхождении абсурдного в повседневность, но помещено оно в необычный звуковой контекст, дающий ощущение выхода в далёкое от обыденной жестокости смысловое пространство. Ещё один идейный стержень «Голубой тетради» – образы, рисующие тему смерти. Но это не реквием, а сюрреалистическое, абсурдное иносказание сюжетов, связанных с ним. Через неявные аллюзии на духовный жанр композитор поднимается от простого обыгрывания «абсурдизмов» окружающей жизни на уровень философских обобщений: от быта – к бытию. 

В «Голубой тетради» сталкиваются лирика и ирония, философия и анекдот. Мир образов Введенского – сложный, загадочный; поэт стремится найти внутренний смысл явлений. Мир Хармса – гротеск, черный юмор; бытовые подробности делают его похожим на реальность, но мир этот абсурден. Это два полюса, две грани жизни. К концу произведения они сближаются. Хармс становится всё более серьезным, исчезают элементы хоть и черного, но всё же юмора. 

«Жизнь в красном цвете» (1973) написана для меццо-сопрано, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных. Это семичастный вокальный цикл на стихи Бориса Виана разных лет. Друг другу противопоставлены лирико-философский и гротесково-саркастический тематические пласты. «Жизнь в красном» – это жизнь военной и послевоенной Франции: страх, пессимизм, жестокий сарказм и мрачный гротеск. Таковы вторая, третья и пятая части цикла. Им противопоставлены мучительные и тягостные размышления о ценностях жизни – единство достигается при помощи обрамления цикла лирико-философской линией. «Жизнь в красном цвете» любопытна ещё и тем, что здесь впервые в творчестве Эдисона Денисова появляется джазовые образы и аллюзии на песни французских шансонье, что связано с фигурой Бориса Виана, который сам был джазовым трубачом и шансонье. 

id-31-Edison-Vasilevich-Denisov-768x432.jpg

Музыка Эдисона Денисова – поначалу сложная, непривычная для слуха, – требует приложения определённых усилий. Композитор отвергает имитацию чужого стиля, неопримитивизм. Но если преодолеть первый дискомфорт, вы совершите настоящее открытие, которое расширит ваш культурный кругозор.
Скоро на сцене
26, 27, 28 апреля Фойе
Экскурсия Театр-Театр
26 апреля, 17 мая, 19 июня Большая сцена
Доктор Живаго
27 апреля, 01 июня Большая сцена
Бременские музыканты