История

Мы наш, мы новый мир построим!

История Пермского академического Театра-Театра открывается театральным «хитом» начала ХХ века — спектаклем «Броненосец Потёмкин». Премьера его состоялась 14 марта 1927 года.

Так рабочая молодежь создала ТРАМ — «свой» театр, альтернативный традиционному драматическому и оперному искусству, не поспевавшему, по мнению народа, за потоком времени.

Первым художественным руководителем стал Б.М. Никитин.

ТРАМ был театром-трибуной, театром-пропагандистом, театром-участником социалистического соревнования. Пермские актеры, при этом, проявили энтузиазм в постижении законов театрального творчества, и не отказались от стремления к актерской профессиональности, в то время как большинство ТРАМ отрицали ее. Названия первых постановок Театра Рабочей Молодежи говорили сами за себя: «Шлак», «Ярость», «Ржавчина», «Рельсы гудят», «Вредный элемент». Сжатые кулаки, напряженные мышцы, тяжелая походка, экзальтированные выкрики в зал — «взволнованные докладчики» (так называли «звезд» ТРАМа) пытались как сквозь строй «протащить» театр сквозь революцию. Но получилось наоборот: театр изменил самих трамовцев: театр «пророс» сквозь них, началось обучение сценическому искусству. 

967.jpg 

968.jpg
   

В 1934 году в театре поставили спектакль «Слуга двух господ» Гольдони . И это уже был не ТРАМ.

В 30-е годы театр много гастролировал по Уралу, совершал «культпробеги» по городам Сибири и Дальнего Востока. К первому юбилею пермский театр получил множество поздравлений, среди которых были и личные телеграммы от В.Э. Мейерхольда и К.С. Станиславского.Трудные военные годы, и не менее сложные послевоенные для пермской драмы не стали препятствием — постановки продолжали ставиться, актеры развивали свое мастерство.

970.jpg

В 1948 году театр впервые получил постоянное помещение — специально реконструированный старый особняк пароходчицы Любимовой. В сороковые происходит еще одно эпохальное для пермской драмы событие: в труппе появляется Лидия Мосолова. За 50 лет народная артистка Лидия Мосолова сыграет около 150 ролей.

Построенный новый мир

С 50-ми годами и Пермским театром драмы связана молодость легендарных Марка Захарова и Георгия Буркова. Будущий руководитель театра «Ленком» работал в нашем театре с 1955 по 1959 годы, это было начало его творческого пути. Пермяк Георгий Бурков десять лет отыграл в Перми, пока не уехал в 1965 году покорять Москву.

С 1957 года в Пермском драматическом театре работает Владимир Гинзбург — народный артист России, сыгравший на пермской сцене более ста ролей.

Романтические 60-е годы для Пермского драматического театра были связаны с изменениями в художественном руководстве. На долгие и плодотворные годы в театр приходит Иван Тимофеевич Бобылев, лауреат Государственной премии России имени К.С. Станиславского и народный артист. С 1967 по 2004 годы он создал более 50 спектаклей, и пригласил в театр 42 режиссера и 47 художников из Москвы, Ленинграда, Риги и Одессы.

Особенности пермской драмы этих лет — эмоциональность, внутренняя логика и выразительность, стройность идей и взрывная энергия. Лучшие работы этого периода всегда вспоминают в непосредственной связи с именами замечательных актеров. Блистательный Вячеслав Расцветаев («Царь Федор Иоаннович»). Проникновенность Галины Добровольской и Петра Вельяминова («Варшавская мелодия»). Трагическая пронзительность Лидии Мосоловой («Васса Железнова»). Неотразимый Владимир Дроздов («Доходное место»). И многие, многие другие.

С 70-ми и 80-ми годами связано большое количество постановок-долгожителей. Более 40 спектаклей за эти годы шли по 5-10-15 лет. Рекордсмены — «Продавец дождя», «Сирано де Бержерак», «Деревья умирают стоя» (17 лет), «Последний срок» (14 лет).

27 апреля 1977 года коллектив Пермского драматического театра был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 

987.jpg

986.jpg
    

В 1981 году театр переехал в специально построенное по проекту архитекторов В.П. Давыденко и В.И. Лютикова новое большое здание на городской эспланаде. Постоянный адрес неизменен вот уже 30 лет: улица Ленина, дом 53. Работы Пермского драматического театра второй половины 80-х годов высветили природу человека в ситуации общественного сдвига, не превращая при этом сцену в арену политической борьбы и митинговых страстей.

В 90-е годы текущий репертуар театра составляют 24 спектакля, идущие на большой и малой сцене. Среди них — и первая в стране постановка пьесы Л. Пиранделло «Как прежде, но лучше, чем прежде», и всегда актуальная бессмертная «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, а также спектакли прошлых лет, по-прежнему вызывающие высокий интерес театральной публики.

Театр-Театр, XXI век

В 2004 году художественным руководителем становится Борис Мильграм. Театр обновляется и новые условия его репертуарной политики отвечают изменившемуся времени. Первый же спектакль, поставленный при Б. Мильграме, привносит новизну — в «первом русском мюзикле» Владислава Пази «Владимирская площадь» драматические актеры впервые запели на разные голоса, впервые были построены столь сложные декорации: многоэтажные дома-стены. Музыкальность и монументальность отныне становятся одной из визитных карточек пермской драмы.

 

977.jpg
    

В 2006 — 2011 годах театр интенсивно развивается, в его стенах проходит значительный ремонт, обновляется репертуар, театр активно включается в созидание нового культурного поля в Пермском крае, а труппа переживает новый творческий подъем. Выпускаются масштабные спектакли, такие как «Доктор Живаго», «Жизнь человека», «Дядюшкин сон». Начинается работа с зарубежными режиссерами и продюсерами. Первый результат — постановка англичанина Майкла Ханта «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию» по британскому классику Тому Стоппарду.

В 2007 году театр обрел свое нынешнее название — Пермский академический Театр-Театр. Состоялся пробный (пилотный) фестиваль «Пространство режиссуры».

В 2008 году был дан официальный старт международному профессиональному фестивалю «Пространство режиссуры», который стал серьезной точкой притяжения на российской и зарубежной театральной карте. В Перми показали спектакли крупнейших режиссеров — А. Праудина, Б. Цейтлина, Л. Эренбурга, А. Херманиса, М. Карбаускиса, П. Брука, Ж. Наджа и др.

975.jpg

В 2009 году на базе малого зала в структуре Театра-Театра стартовал параллельный проект: Театр настоящего времени «Сцена-Молот», ориентированный на современную драматургию. Фестивальная деятельность Театра-Театра расширилась, здесь состоялись «гастроли» влиятельных федеральных проектов: «Новая драма» и «Территория».

В 2010 году арт-директор «Сцены-Молот» Эдуард Бояков запустил на площадках Театра-Театра два мощных ежегодных фестиваля: «Большая перемена», включающий в себя лучшие детские спектакли России и зарубежья, и международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура».

В 2011 году Театр-Театр вступил в юбилейный, 85-й сезон. Дирекция театра во главе с главным режиссером Владимиром Золотарем, определила новую концепцию репертуарной политики: приоритет золотого фонда русской классики XIX века. Постановки спектаклей «Горе от ума», «Анна Каренина» продемонстрировали высокую степень актуальности классических пьес в сегодняшнем времени. 

973.jpg
    

В сезоне 2012/2013 художественным руководителем театра вновь стал Борис Мильграм. Произошла «перезагрузка» Сцены-Молот , которая, не прекращая текущей репертуарной жизни, стала лабораторно-образовательной базой для молодых режиссеров, драматургов, сценографов. Был запущен проект «Лаборатория молодой режиссуры», призванный открыть новые имена и пересмотреть стандартную схему создания спектакля, приводящую к предсказуемым решениям и постановкам. Театр-Театр провел две лаборатории, каждая из которых оказалась успешной и продуктивной. В репертуаре театра появились два спектакля, выбранные для постановки по итогам январской Лаборатории молодой режиссуры: «Фронтовичка» Дмитрия Туркова и «У нас всё хорошо» Семена Серзина. Также к постановке рекомендованы два спектакля по эскизам, представленным на показах майской Лаборатории. 

980.jpg
    

Впервые в истории Театр-Театр стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая Маска» («Алые паруса», Борис Мильграм в номинации «Оперетта/мюзикл, работа режиссера»). Иван Тимофеевич Бобылев был награжден премией «Золотая Маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. На большой сцене состоялись две премьеры: «Венецианский купец» Шекспира в постановке Романа Самгина и «Географ глобус пропил» Елены Невежиной по одноименному роману выдающегося пермского писателя Алексея Иванова.

В 2013 году Пермский академический Театр-Театр проводит во время «Белых ночей» Фестиваль уличных театров.

Владимир Гурфинкель, директор Пермского академического Театра-Театра в 2013-2014 гг.: «Уличные театры вносят в нашу жизнь неподдельную яркость и элемент спонтанности. Весь смысл их существования заключается в том, чтобы выбить людей из порочного круга обыденности: вы идёте по улице и вдруг оказываетесь внутри невероятного действа, совершенно иного пространства. При кажущейся незамысловатости, уличные театры зачастую оказываются глубже и умнее, чем театры под крышами — они провоцируют человека мыслить по-другому».

В репертуаре появляются новые хиты, сразу полюбившиеся публике. «Восемь женщин» (2013 год) — самый изысканный и интригующий спектакль репертуара в постановке Бориса Мильграма. Звездный состав блистательных актрис на глазах у публики совершает увлекательнейшее расследование, а точнее, исследование загадочной женской сущности. «Чужой ребёнок» Владимира Гурфинкеля (2014 год) — острая и смелая, невероятно смешная и тонкая лирическая комедия. «Чужой ребенок» отлично утоляет ностальгию по светлому прошлому и многое рассказывает о нашем настоящем. Ряд перемен происходит и в руководстве театра. Владимир Гурфинкель становится главным режиссёром, а должность директора занимает Анатолий Пичкалёв.

1169.jpg

Продолжая «игры с классиками», театр ставит «Пиковую даму». Уникальная творческая команда представила свою версию гениальной пушкинской повести: Никита Гриншпун, один из ведущих режиссеров нового поколения, Зиновий Марголин, сценограф, сотрудничающий с крупнейшими российскими и зарубежными театрами, обладатель более десяти высших наград в области сценографии, лауреат Государственной премии России художник по костюмам Мария Данилова, художник по свету Александр Сиваев, «музыкальный алхимик» композитор Фаустас Латенас.

88-й творческий год принес Театру — Театру три «Золотые маски», теплый прием 7 премьер, успешные гастроли во Франции и юбилейные показы грандиозных мюзиклов.

Любимые зрителями музыкальные истории «Владимирская площадь», «Алые паруса» и «Восемь женщин» закрепили в этом году за собой право называться безусловными хитами репертуара. Так, в ноябре романтическая феерия «Алые паруса» была сыграна в 100-й раз.

Кабаре-мюзикл «Восемь женщин» был блистательно представлен в апреле на сцене Московского «Театриума на Серпуховке» и сыгран в 50-й раз.

А первый мюзикл, который дал начало развитию театра в сторону музыкальных постановок — «Владимирская площадь» — отметил свое 10-летие.

В 88-м сезоне репертуар Театра-Театра обогатился новыми спектаклями. В афише «Сцены-Молот» значатся отныне еще два названия: спектакль по пьесе Лукаса Берфуса в постановке Мариам Вальтер Кон «Автобус» и театральная пародия на фильмы Квентина Тарантино в режиссуре Жульена Баслера «Тарантино-шейк». Под Новый год был впервые показан семейный спектакль по произведению Сергея Прокофьева «Петя и волк», идея и постановка Владимира Гурфинкеля и Ирины Ткаченко. Также на большой сцене в этом сезоне состоялись премьеры четырех спектаклей. 12 октября зрители Театра-Театра увидели трагедию Шекспира «Ричард III» в режиссуре Андреаса Мерц-Райкова. Поэма Гомера «Одиссея» в трактовке Алексея Крикливого вошла в репертуар в декабре. Премьера февраля — мюзикл Лоры Квинт «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес», режиссер — художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм. В апреле главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфинкель представил постановку по мотивам романа Ромена Гари «Обещание рассвету». Всего в афише нашего театра появилось 7 новых спектаклей.

Март в Театре-Театре был ознаменован проведением грандиозного 6-го фестиваля «Пространство режиссуры», посвященного памяти Юрия Любимова и спектаклям Юрия Бутусова.

В первый месяц весны артисты пермского Театра-Театра отправились во Францию со своей музыкальной версией пьесы Робера Тома «8 женщин», чтобы принять участие в «Фестивале русского искусства» (Festival Russe). Переаншлаги и бурные аплодисменты на сцене театра «Toursky» были на всех показах пермского мюзикла во Франции.

Не менее горячо встречали наши спектакли в середине апреля в Москве на фестивальных показах «Золотой маски». В этом году Театр-Театр получил 11 номинаций национальной театральной премии. В столицу на суд критики были представлены два спектакля: драматическая постановка Андреаса Мерц-Райкова «Согласный. Несогласный» и мюзикл в режиссуре Бориса Мильграма «8 женщин». В результате пермский академический Театр-Театр завоевал три приза на национальной театральной премии «Золотая маска» за спектакль-кабаре «8 женщин»:

Специальную Премию жюри музыкального театра — За лучшую работу художника по костюмам в музыкальном театре« — Ирэна Белоусова — За лучшую работу художника в музыкальном театре — Виктор Шилькрот.

Также в этом сезоне команда спектакля «Географ глобус пропил» получила краевую премию в сфере культуры в номинации «Театральное искусство». Лауреатами стали автор инсценировки Ксения Гашева, режиссёр Елена Невежина, актёр Сергей Детков и актриса Евгения Барашкова.

12 июня 2015 года были вручены премии в сфере культуры и искусства Администрации г. Перми. За постановку спектакля по пьесе Василия Шкваркина «Чужой ребенок» главный режиссер Театра-Театра Владимир Львович Гурфинкель стал обладателем премии имени Заслуженного артиста России, режиссера Георгия Буркова за лучшую режиссерскую работу.

За лучшую актерскую работу в жанре драматического искусства в спектаклях «Согласный. Несогласный» и «Ричард III» ведущий артист Театра-Театра Михаил Чуднов стал обладателем премии имени Народной артистки СССР Лидии Мосоловой.

В конце ноября 2015 года на 13-ом краевом фестивале-конкурсе профессиональных театральных коллективов «Волшебная кулиса» нам вручили пять призовых мест.

Борис Мильграм — победитель в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Восемь женщин».

Актрисы Ирина Максимкина и Мария Полыгалова получили «кулису» за победу в номинации «Лучший актерский дуэт» в спектакле «Восемь женщин».

Художник по костюмам спектакля «Восемь женщин» Ирэна Белоусова получила приз в номинации «Лучшая работа художника по костюмам».

Артист Дмитрий Васёв стал обладателем «Волшебной кулисы» в номинации «Мужская роль второго плана» за роль Данглара в мюзикле «Монте-Кристо».

Артист Михаил Чуднов за роль аббата Фариа в мюзикле «Монте-Кристо» отмечен в номинации «Лучшая эпизодическая роль». 

В 2017 году Театр-Театр выдвинут в трех номинациях на Национальную театральную премию "Золотая маска" за спектакль "На всякого мудреца довольно простоты": лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссера (Борис Мильграм), лучшая работа художника (Виктор Шилькрот). 

Всего с 2011 года Театр-Театр завоевал 4 «Золотые маски»: режиссер Борис Мильграм стал лауреатом за спектакль «Алые паруса», Виктор Шилькрот за сценографию спектакля «Восемь женщин», Ирэна Белоусова за костюмы спектакля «Восемь женщин» и сам спектакль «Восемь женщин» принес Театру-Театру специальный приз жюри фестиваля «Золотая маска». Кроме того, наш театр является участником спецпрограмм фестиваля: «Маска Плюс» («Одиссея», 2016 г. и «Догвилль», 2017 г.), «Детский Уикенд» («Сказка о царе Салтане», 2017), «Золотая маска в городе» («На всякого мудреца довольно простоты», 2017), RUSSIAN CASE («На всякого мудреца довольно простоты», 2017). В этом году общее количество номинаций Театра-Театра на Национальной театральной премии «Золотая маска» достигло 25.

 10-14 марта 2017 года Театр-Театр провел  7 Международный фестиваль "Пространство режиссуры". 


14 марта 2017 года театр отметил свое 90-летие. Сюжет ТК "Рифей. Пермь" Сюжет "ВГТРК, ПЕРМЬ" 




Скоро на сцене
27 июня, 8, 8, 14, 16, 28 сентября, Большая сцена
Алые паруса
28 июня, 21, 22 сентября, Большая сцена
Восемь женщин
28 июня, 17 сентября, Сцена-Молот
3/10 Заповеди. Не лги. Не прелюбодействуй. Не убий.